Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Савленкова А.А.,
при секретаре Афанасьевой Д.А.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арсиенкова А.Е. и Лебедева В.Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий по внесению записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Арсиенков А.Е. и Лебедев В.Ю. ................. обратились в суд с иском к УФНС России по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий по внесению записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц и обязании совершить определенные действия. В обоснование иска истцы указывают, на то, что согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" лишь при наличии одновременно всех указанных в п.1 ст.21.1 Федерального закона признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Автономная некоммерческая организация " ................." указанным признакам не соответствовала, поэтому внесение ответчиком в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельность организации является незаконным. Истцы просят суд о признании незаконными действий ответчика по внесению записи о ликвидации в ЕГРЮЛ и обязании ответчика восстановить в ЕГРЮЛ сведения об АНО " .................", как о действующем юридическом лице.
Ответчик УФНС России по Санкт-Петербургу представило суду отзыв на исковое заявление из которого усматривается, что процедура исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренная Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующим органом была соблюдена. Ответчик просил суд в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу представила суду возражения на исковое заявление, из которых усматривается, что процедура исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренная Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующим органом была соблюдена. АНО " ................." не сдавалась в налоговый орган налоговая отчетность.
Истец Арсиенков А.Е. в судебное заседание явился, просил суд удовлетворить иск.
Истец Лебедев В.Ю. в судебное заседание не явился, был уведомлен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причине своей неявки суду не представил, поэтому суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика УФНС России по Санкт-Петербургу по доверенности Афонский Д.С. в судебное заседание явился, иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, был уведомлен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причине своей неявки суду не представил, поэтому суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленной в суд выписки из ЕГРЮЛ N ХХХ от "дата". усматривается, что УФНС России по Санкт-Петербургу "дата" реестр внесена запись ХХХ о прекращении деятельности АНО " ................." в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.1 ст.21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
В соответствии с п.1 ст.21.1 Федеральный закон от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п.3 ст.21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Процедура исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренная Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующим органом была соблюдена. Данный факт не оспаривается сторонами.
Однако, в силу п.2. ст.21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" лишь при наличии одновременно всех указанных в п.1 ст.21.1 Федерального закона признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Таким образом, для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность необходимо, чтобы юридическое лицо, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и одновременно с этим не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Действительно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения АНО " ................." не осуществляло операций по банковским счетам, более того банковские счета организацией не открывались, что не оспаривается истцами.
Однако, согласно п.4.5. ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны: представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (ч.2 ст.289 НК РФ).
Состав бухгалтерской отчетности определен ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 г. N129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Ст.15 указанного закона определен перечень адресатов, которым организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность и налоговые органы в их число не входят.
Следовательно, обязанность организации представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность предусматривается только НК РФ.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ч.1 ст.1 НК РФ).
Таким образом, к отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которую налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган, относится не только собственно налоговая отчетность, но и соответствующая бухгалтерская отчетность.
Налоговая отчетность АНО " ................." действительно в налоговый орган не представлялась, что не оспаривается истцами.
Однако бухгалтерская отчетность в налоговые органы предоставлялась регулярно, что подтверждается представленными третьим лицом в суд возражениями и реестром.
Судом установлено, что АНО " ................." не имела банковских счетов и не полностью представляла в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Однако для исключения АНО " ................." из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа требовалось, чтобы указанная организация вообще не предоставляла в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия соответствующего решения документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 г. N319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" с 01.07.2002 г. функция по государственной регистрации юридических лиц возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
При указанных обстоятельствах суд признает незаконными действия УФНС России по Санкт-Петербургу по внесению "дата" в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельность Автономной некоммерческой организации " .................".
В целях восстановления нарушенного права истцов, суд обязывает УФНС России по Санкт-Петербургу восстановить в ЕГРЮЛ запись об Автономной некоммерческой организации " .................", как о действующем юридическом лице.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Арсиенкова А.Е. и Лебедева В.Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий по внесению записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц и обязании совершить определенные действия.
Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу по внесению "дата". в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельность Автономной некоммерческой организации " .................".
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об Автономной некоммерческой организации " .................", как о действующем юридическом лице.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, посредством подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.