Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Литвиненко Е.В.,
при секретаре Светлаковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кислицына М.В. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кислицын М.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербург об обязании выплатить компенсацию за наем жилого помещения за период с 03.12.2008 года по сумма обезличена, с 01.01.2009 года по 31.07.2012 года по сумма обезличена в месяц, по тем основаниям, что он является нуждающимся в получении жилого помещения, ответчик отказывает в выплате компенсации за наем.
Кислицын М.В. в судебное заседание не явился, представитель истца Калинин М.Е. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель Военного комиссариата Санкт-Петербурга Кичин К.С. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, также просил применить последствия пропуска срока исковой давности.
Третье лицо - ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" представитель в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Приказом Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу от 02.12.2008 года N 165 Кислицын М.В., уволенный приказом Министра обороны РФЫ N 1091 от 10.11.2008 года (л.д. 9), досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), с 02.12.2008 года исключен из списков личного состава в/ч N с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, продолжительность военной службы в календарном исчислении 18 лет 04 месяца 01 день (л.д. 10-11).
Кислицын М.В., его жена Кислицына Н.В. и дочь Кислицына С.М. зарегистрированы в "адрес", принадлежащем филиалу Военной академии тыла и транспорта Санкт-Петербурга, в/ч (л.д. 20).
По данным выписки из протокола жилищной комиссии Управления ФСТЭК от 04.10.2007 года N 34 признан и поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения (л.д. 12), 29.11.2007 года Кислицын М.В. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, с учетом членов его семьи (жены ФИО7 и дочери ФИО14 (л.д. 13).
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 29.09.2011 года по делу 2-720/2011, вступившим в законную силу 15.10.2011 года, признано незаконным бездействие начальника Загородной КЭЧ связанные с ненаправлением сведений и материалов жилищного дела во вновь созданный орган Министерства обороны РФ, уполномоченный разрешать вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, в порядке, установленном действующим законодательством. Начальник ФГУ Западного регионального управления жилищного обеспечения и руководитель Департамента жилищного обеспечения Минобороны России обязаны рассмотреть представленные на Кислицына М.В. материалы его жилищного дела для включения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 15-19).
Письмом от 06.06.2012 года ответчиком отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения, т.к. истец состоит на учете нуждающихся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, а не в Жилищном комитете города либо района (л.д. 34).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями согласно п. 13 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, к которым относится истец, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, согласно части второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом, финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 909 условие о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам, решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 г. N ВКПИ08-53 оставленное без изменения определением от 11.11.2008 г. N КАС08-566 признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 года N 909 установлен размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, Санкт-Петербурге - 1500 рублей. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 N 653, вступившим в силу 01.01.2009 г. в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909 внесены изменения, размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения в Санкт-Петербурге установлен равным 15000 рублей.
Таким образом, Кислицын М.В. в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечением его благоустроенным жилым помещением в порядке определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения, поскольку на учет нуждающихся он был принят в соответствии с действовавшим ранее порядком, его право состоять на учете подтверждается в том числе решением суда вступившим в законную силу и подлежащим обязательному исполнению. При этом суд также учитывает, что поскольку до вынесения судом решения от 29.09.2011 года, истец не состоял на учете нуждающихся в ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения, то в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" решение о распределении и предоставлении распределенного жилого помещения в отношении него не могло быть принято и жилым помещением он обеспечен не был.
Факт пользования Кислицыным М.В. на условиях поднайма квартирой расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей ФИО9 и ФИО10 (свидетельства о праве собственности по 1/2 доли от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 23, 25), подтверждается договорами найма от 01.12.2008 года, 01.08.2009 года сроком на пять лет с условием оплаты по сумма обезличена в месяц (л.д. 26-27), внесении оплаты за период с 01.12.2008 года по 31.07.2012 года подтверждается графиками-расписками к договорам (л.д. 28-32).
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации, к которым применяется общий исковой давности, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации в три года. Так как истцом пропущен срок исковой давности, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности не представлено, и поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока, установлен факт пропуска срока без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в иске, в этом случае судебная защита прав независимо от того, имело ли место в действительности нарушение прав, невозможна, суд полагает исковые требования о взыскании задолженности за трехлетний период предшествующий обращению в суд, то есть до 18.07.2009 года (за три года предшествующие обращению в суд 18.07.2012 года) не подлежащими удовлетворению именно по этому основанию.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным определить задолженность Военного комиссариата Санкт-Петербурга по компенсации за наем жилого помещения с 18.07.2009 года по 31.07.2012 года - сумма обезличена, подлежащую выплате истцу. Также в пользу истицы в соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы, понесенные при рассмотрении дела, госпошлина, уплаченная при подаче иска сумма обезличена (л.д. 2), и сумма обезличена за удостоверение доверенности на представителя участвующего в деле (л.д. 7), всего сумма обезличена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербург выплатить Кислицыну М.В. компенсацию за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета за период с 18.07.2009 года по 31.07.2012 года в размере сумма обезличена, судебные расходы сумма обезличена, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.