РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи ФЕФЕЛОВОЙ З.С.,
при секретаре ГАРМАШ М.С.,
с участием истцов КЛИМИНА В.Л., БАЛАБКИНОЙ Т.Б.,
представителя ответчика ОАО "Роскоммунэнерго" - юрисконсульта Нижнетагильского филиала ОАО "Роскоммунэнерго" - "Тагилэнергосбыт" КОРОЛЕВОЙ Е.А., действующей на основании доверенности N 05, выданной 22 декабря 2011 года сроком на один год,
представителя ответчика ООО "Управляющая компания "ТС" - начальника юридического отдела ГЛОТОВОЙ Ю.Б., действующей на основании доверенности за N10, выданной 14 июня 2012 года генеральным директором Общества КОПАЕВЫМ Н.А. сроком по 31 декабря 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1880/2012 по иску КЛИМИНА В.Л. и БАЛАБКИНОЙ Т.Б. к ОАО "Роскоммунэнерго" о признании незаконным действий по начислению платы за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования и обязании произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
КЛИМИН В.Л. и БАЛАБКИНА Т.Б. обратились в суд с иском к ОАО "Роскоммунэнерго" о признании незаконными действий Нижнетагильского филиала "Тагилэнергосбыт" ОАО "Роскоммунэнерго" и ООО "Управляющая компания ТС" по включению в расчет по оплате услуг за пользование электроэнергией расходов по общедомовому потреблению, обязании Нижнетагильского филиала "Тагилэнергосбыт" ОАО "Роскоммунэнерго" произвести перерасчет и исключить из расчета за период с ДД.ММ.ГГГГ расходы за общедомовое потребление электроэнергии.
Истцы КЛИМИН В.Л. и БАЛАБКИНА Т.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили суд об их удовлетворении в полном объеме. В обоснование заявленных требований указали, что является собственниками квартир в доме по "адрес", у них в квартирах установлены индивидуальные счетчики, поэтому за электроэнергию в жилом помещении они оплачивают по факту потребления. Не согласны с задолженностью, начисленной им с "..." по ДД.ММ.ГГГГ в части общедомового потребления электроэнергии, поскольку не только полагают заявленные ко взысканию суммы чрезмерно завышенными, с учетом того обстоятельства, что их дом двухэтажный, а в подъезде всего "..." лампочки, но и сама формула расчета N 9 из Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 не применима, в связи с тем, что она должна определять размер платы за электроэнергию исключительно в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного общедомовыми приборами учета.
Представитель ответчика ОАО "Роскоммунэнерго" в лице Нижнетагильского филиала ОАО "Роскоммунэнерго" - "Тагилэнергосбыт" КОРОЛЕВА Е.А в судебном заседании заявленные исковые требования, их основания не признала в полном объеме. Полностью поддержала письменные возражения на исковое заявления, указав следующее: Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электрической энергии.
Постановлением Региональной Энергетической Комиссии Свердловской области от 17 октября 2006 года (в ред. от 21 сентября 2011 года) ОАО "Роскоммунэнерго" Нижнетагильский филиал "Тагилэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика. Границы зон деятельности согласованы на части территорий г.Н.Тагил, Невьянского городского округа, Горноуральского городского округа в границах балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО "Тагилэнергосети".
В рамках ст.1005 Гражданского кодекса Российской Федерации между НТФ ОАО "Роскоммуэнерго"-"Тагилэнергосбыт" и управляющей организацией ООО "УК "ТС" в отношении многоквартирного жилого "адрес" заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ N. В части начисления платы за потребленную элетроэнергию гражданам НТФ ОАО "Роскоммунэнерго"-"Тагилэнергосбыт" является агентом по договору от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенному с управляющей организацией (принципал). На основании данного агентского договора НТФ "Тагилэнергосбыт" совершает в интересах Принципала снятие контрольных показаний приборов учета электрической энергии; начисление платежей за электроэнергию; предъявление от имени Принципала квитанций к оплате потребителям; организацию сбора платежей потребителей за услугу на расчетный счет агента; ведение лицевых счетов потребителей; учет начисленных и поступивших платежей по каждому лицевому счету; учет дебиторской задолженности потребителей; предоставление льгот (учет и расчет) потребителям и т.д.
Таким образом, на основании данного агентского договора НТФ "Тагилэнергосбыт" совершает по поручению другой стороны (принципала - ООО "УК "ТС") юридические и фактические действия от имени и за счет принципала, вследствие чего непосредственно у принципала возникают права и обязанности по отношению к истцу, как у исполнителя коммунальных услуг.
До 11 июня 2012 года действовали основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, которые утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 42.
В силу пункта 89 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530 исполнитель коммунальных услуг (ООО "Управляющая компания "ТС") на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения и т.д. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации - собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (в ред. от 06 мая 2011 года) были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п.22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с п.7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По пункту 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;
Так, в приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 3078 в пункте третьем указана формула для расчета размера платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, (9)
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
Норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
Довод истцов о том, что в помещениях, оборудованных приборами учета, граждане, кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход электроэнергии потребителями, не имеющими приборов учета, что ставит жильцов многоквартирного дома в заведомо неравные условия, нельзя признать обоснованным, поскольку при установлении дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг будут включаться для различных групп домов различные объемы расхода электрической энергии. Разница между платой за коммунальные услуги по нормативам потребления коммунальных услуг по формуле N и платой по показаниям индивидуальных приборов учета по формуле N будет незначительная.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306; при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (п.5); нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п.25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (р.26).
Таким образом, при отсутствии приборов учета электрической энергии при расчете размера платы учитываются из нормативов потребления не только объемы электрической энергии, потребляемой в индивидуальной квартире, но и потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также объемы электрической энергии, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы истцом основаны на неправильном толковании норм законодательства и не подлежат удовлетворению.
Включение ОАО "Роскоммунэнерго" Нижнетагильский филиал "Тагилэнергосбыт" в расчет по оплате за пользование электрической энергией в квартирах истцов расходов электроэнергии на общедомовые нужды - правомерны и обоснованы, расчет размера платы за данную коммунальную услугу осуществляется на основании тарифов РЭК Свердловской области. Исключение, а также произведение перерасчета платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцам по данному гражданскому делу, является для НТФ ОАО "Роскоммунэнерго" "Тагилэнергосбыт" незаконными действиями. На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований истцов к ОАО "Роскоммунэнерго" Нижнетагильский филиал "Тагилэнергосбыт отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "Управляющая компания "ТС" ГЛОТОВА Ю.Б. исковые требования истцов не признала в полном объеме. Полностью поддержала пояснения, данные представителем ОАО "Роскоммунэнерго", указав, что многоквартирный "адрес" находится в управлении ООО "Управляющая компания "ТС". Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность собственника нести бремя расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Все начисления платы истцам производятся в соответствии с законодательством, конкретно формулой N, имеющейся в Постановлении Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года, которая предусматривает начисление платы за электроэнергию в местах общего пользования при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета, и оборудованном частично или полностью индивидуальными и (или) общими приборами учета помещений. Показания с приборов учета снимаются двумя организациями - ООО "УК "ТС" и ЗАО "Тагилэнергосети", после чего указанные организации передают показания в ОАО "Роскоммунэнерго" для распределения. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать не только содержание и ремонт жилого помещения, но и общедомовое потребление коммунальных услуг, а распределение получаемых коммунальных услуг, потребленных в доме, общее количество которых определяется прибором учета, определяются по формуле N. В связи с чем, собственники помещений должны оплачивать спорные начисленные суммы в полном объеме, поскольку расчеты производились в соответствии с требованиями законодательства.
Заслушав объяснения сторон, представителей, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому, а также злоупотребление правом в иных формах (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (часть 2).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцами, а также по обстоятельства, вынесенным судом на обсуждение в соответствие с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что БАЛАБКИНА Т.Б. является правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"л.д.86), КЛИМИН В.Л. - собственник жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"л.д.101).
Во исполнение взятых на себя обязательств договором на управление домом, управляющей компанией ООО "УК ТС" ДД.ММ.ГГГГ заключен временный договор энергоснабжения N с ОАО "Роскоммунэнерго" Нижнетагильский филиал "Тагилэнергосбыт" (л.д.44-50) на поставку электроэнергии в многоквартирные дома, в том числе в "адрес".
Кроме того, между теми же сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключен агентский договор на оказание услуг по начислению, сбору и учету платежей населения за коммунальную услугу электроснабжения (л.д.51-54) в силу которого ОАО "Роскоммунэнерго" НТФ "Тагилэнергосбыт" (агент) с ДД.ММ.ГГГГ оказывает ООО "УК "ТС" (принципал) услуги по начислению платежей, выставлению платежных документов и приему платежей от населения за оказанную коммунальную услугу по электроснабжению. На основании данного агентского договора НТФ "Тагилэнергосбыт" совершает в интересах Принципала снятие контрольных показаний приборов учета электрической энергии; начисление платежей за электроэнергию; предъявление от имени Принципала квитанций к оплате потребителям; организацию сбора платежей потребителей за услугу на расчетный счет агента; ведение лицевых счетов потребителей; учет начисленных и поступивших платежей по каждому лицевому счету; учет дебиторской задолженности потребителей; предоставление льгот (учет и расчет) потребителям и т.д.
Оба указанных договора содержат условия о пролонгации, являясь действующими, что установлено из пояснений представителей организаций их заключивших, данное обстоятельство оспорено не было.
Расчет платы за электроснабжение истцам за спорный период времени произведен ОАО "Роскоммунэнерго" НТФ "Тагилэнергосбыт" в рамках вышепоименованного агентского договора путем ежемесячного выставления самостоятельных квитанций с разбивкой на суммы по оплате электроэнергии, потребленной в жилом помещении, и общедомового потребления электроэнергии (л.д.89-100, 104-116)
При разрешении данного спора суд исходит из следующего.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации к местам общего пользования относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. п. 28 - 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
В указанных нормах законодателем определено бремя содержания собственника помещения в многоквартирном доме в обязательных расходах по содержанию общего имущества, которое определяется размером его доли в праве общей собственности на указанное имущество.
Кроме того, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (ч.2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ч. 4).
Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года, "исполнитель" коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п.22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Исполнители коммунальных услуг обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы в целях оказания гражданам коммунальных услуг (п.п. "в" п.49 Правил N 307). Потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (п.п. "з" 52 Правил N 307).
Кроме того, отношения в рассматриваемой области регулируются Правилами "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Настоящие правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
9. Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Потребителя обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 34 Правил).
Во взаимосвязи указанных правовых норм управляющая организация ООО "Управляющая компания "ТС" является исполнителем коммунальных услуг, НТФ "Тагилэнергосбыт" - ресурсоснабжающей организацией, а истцы КЛИМИН В.Л. и БАЛАБКИНА Т.Б. - являются никем иным как потребителями коммунальных услуг, при этом, обязанность исполнителя по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах корреспондирует обязанности потребителей коммунальных услуг по их оплате.
В данной связи, суд соглашается с возражениями представителя ОАО "Роскоммунэнерго" о том, что довод истцов о том, что в помещениях, оборудованных приборами учета, граждане, кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход электроэнергии потребителями, не имеющими приборов учета, что ставит жильцов многоквартирного дома в заведомо неравные условия, нельзя признать обоснованным, поскольку при установлении дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг будут включаться для различных групп домов различные объемы расхода электрической энергии. Разница между платой за коммунальные услуги по нормативам потребления коммунальных услуг по формуле N и платой по показаниям индивидуальных приборов учета по формуле N будет незначительная.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306; при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (п.5); нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п.25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (р.26).
Таким образом, при отсутствии приборов учета электрической энергии при расчете размера платы учитываются из нормативов потребления не только объемы электрической энергии, потребляемой в индивидуальной квартире, но и потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также объемы электрической энергии, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Более того, согласно п.3.3.1 временного договора энергоснабжения N, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Роскоммунэнерго" НТФ "Тагилэнергосбыт" и ООО "УК ТС", управляющая компания обязуется перед гарантирующим поставщиком производить оплату за поставляемую электрическую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что вся недоплата за получение электрической энергии со стороны собственников и нанимателей компенсируется перед ресурсоснабжающей организацией управляющей компанией.
Таким образом, включение в расчет по оплате по оплате за пользование электрической энергии в квартирах N и N "адрес" в г.Н.Тагил расходов по общедомовому потреблению является правомерным и обоснованным, расчет размера платы за коммунальную услугу верным, применяемые тарифы утверждены РЭК "адрес". Данные обстоятельства приводят суд к выводу, что ОАО "Роскоммунэнерго НТФ "Тагилэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания ТС" законно и добросовестно выполняют взятые на себя обязательства по поставке электроэнергии и начислению платежей за потребленную электроэнергию в отношении жильцов квартир N и N в "адрес", исключение, а также произведение перерасчета платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцам по данному гражданскому делу, являлось бы для НТФ ОАО "Роскоммунэнерго" "Тагилэнергосбыт" незаконными действиями, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцов надлежит отказать.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Решение суда по рассматриваемому делу состоялось не в пользу истцов КЛИМИНА В.Л. и БАЛАБКИНЙ Т.Б, в связи с чем, в их пользу не подлежат возмещению с другой стороны расходы по оплате государственной пошлины, внесенной при подаче иска в суд.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В иске КЛИМИНУ В.Л. и БАЛАБКИНОЙ Т.Б. к ОАО "Роскоммунэнерго" и ООО "Управляющая компания "ТС" о признании незаконным действий по начислению платы за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования и обязании произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен судом 29 октября 2012 года (понедельник).
Судья - З.С.ФЕФЕЛОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.