РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Путиловой Е.А.,
с участием:
истца Соколовой Л.В.,
представителя ответчика- ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области главного специалиста- эксперта (юрисконсульта) юридического отдела Толстоноженко Ю.А., действующей на основании доверенности N, от ДД.ММ.ГГГГсроком действия один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N2-811/2012 по иску Соколовой Л. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил и Пригородному району Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении оспариваемых периодов в специальный стаж, отмене решения об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N Соколовой Л.В. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в соответствии с под.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ N173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ", не принят к зачету период работы:
- ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ (00.06.29) - МДОУ N, воспитатель, так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением правительства РФ N781 от 29.10.2002г.
В связи с исключением периода работы из педагогического стажа Соколовой Л.В. в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 подп.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отказано.
Соколова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ и назначении пенсии с момента за ее обращением, включении оспариваемого периода в специальный стаж, признании незаконным решения УПФР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В обоснование иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в назначении данного вида пенсии было отказано, в специальный стаж не были приняты периоды к зачету вышеуказанные периоды. Иные исключенные периоды не оспаривает.
В период работы в МДОУ N, осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, которое имело лицензию и государственную аккредитацию, реализовывала образовательные программы, занималась одним видом деятельности, исполняла обязанности воспитателя.
Истец Соколова Л.В. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей составил "..." (согласно подсчета стажа по действующему законодательству).
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года N 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статьей 2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы "детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; воспитатель". Аналогичные наименования дошкольных учреждений и должностей содержатся и в Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 22 сентября 1999 года N 1067 и от 29 октября 2002 года N781.
Из содержания Списка и Правил, утвержденных вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации "Об образовании", в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской федерации "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
Как установлено в судебном заседании, истец, работая в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N, занимала должность воспитателя, работала в дошкольном образовательном учреждении, которое оказывало образовательные услуги детям дошкольного возраста, и ее работа непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее функций.
Педагогическая деятельность истца и вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими копиями документов:
трудовой книжкой, согласно которой истец со ДД.ММ.ГГГГ работает в должности воспитателя в детском саду N по настоящее время, за указанный период менялся собственник и неоднократно изменялось наименование учреждения (л.д.8-9);
Уставом МДОУ N, зарегистрированным постановление Главы администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагила N от ДД.ММ.ГГГГ из п.1.1 которого следует, что ДОУ является муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида, создается в целях ухода, оздоровления, общего развития и психологической помощи детям, работает по программе, рекомендованной Министерством образования РФ (п.2.1 и 2.2.), пребывание ребенка в ДОУ предусмотрено с 1 года до 7 лет (п.2.6) (л.д.10-19);
Уставом МДОУ детский сад N зарегистрированным постановление Главы администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагила N от ДД.ММ.ГГГГ из п.1.1 которого следует, что цель и виды деятельности учреждения не изменились (л.д.20-27);
лицензиями от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер N и от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер N на право осуществления образовательной деятельности в сфере дошкольного образования (л.д.28-33);
свидетельством о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер N, подтверждающего статус дошкольного образовательного учреждения - детский сад третьей категории (л.д.34).
Неполное наименование дошкольного образовательного учреждения не является препятствием для ограничения права истца на досрочное социальное обеспечение.
Тождество наименований учреждений "муниципальное дошкольное образовательное учреждение", и "муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад" у суда не вызывает сомнения и подлежит установлению судом, спорный период подлежит включению в специальный стаж истца.
Следовательно, педагогическая деятельность истца в спорный период отвечает требованиям п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и по другим основаниям ответчиком не оспаривается.
Согласно ст. ст. 12,19 Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что на момент обращения истца к ответчику- ДД.ММ.ГГГГ, у Соколовой Л.В. имелся необходимый 25 летний стаж, необходимый для назначения пенсии, что подтверждается копией трудовой книжки, с данного времени истица и просит назначить ей выплату пенсии и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Решение ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ за N об отказе Соколовой Л.В. в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истицы своего права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным, а на ответчика должна быть возложена обязанность включить спорные периоды работы в специальный стаж истицы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соколовой Л. В. удовлетворить.
Признать за Соколовой Л. В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, признав незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Соколовой Л. В. в назначении пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N173-ФЗ.
Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Соколовой Л. В. период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.06.29) - МДОУ N, воспитатель и назначить Соколовой Л. В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N173-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья- И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Судья- И.Н.Зайцева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.