РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Путиловой Е.А.,
с участием:
представителя ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области- заместителя начальника юридического отдела Петуховой О.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N2-706 по иску Зюзиной И. Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, возложении на ответчика обязанности по включению оспариваемых периодов в специальный стаж, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за N Зюзиной И.Н отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. N 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет.
Не принят к зачету период работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ) учитель, "...", г.Н.Тагил, т.к. наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным ПП РФ N 781 от 22.10.2002г.
Зюзина И.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности включить оспариваемый период в специальный стаж, назначить пенсию с момента за ее обращением и признать незаконным решение ГУ УПФ от 23.01.2012г. N 919110.
В обоснование требований указала, что "Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования N" в спорный период являлось учреждением основного общего образования, что подтверждается Уставом и Лицензией. В спорные периоды времени истец вела преподавательскую работу в образовательном учреждении для детей в объёме соответствующем полной педагогической нагрузке, установленной тарификационными ведомостями, исполняла все возложенные на нее обязанности, согласно должностной инструкции, работала по одной общеобразовательной программе.
В соответствии со ст.12 Закона РФ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". К образовательным учреждениям относятся, в том числе общеобразовательные начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Муниципальное образовательное учреждение N все время своего существования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программы и обеспечивая содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
На основании подп. "в" п.1 Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. N196 средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд телефонограмму с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что на требованиях настаивает.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в судебном заседании требования не признала, в обоснование возражений указала, что ДД.ММ.ГГГГ истцом были представлены документы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона N173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия устанавливается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей при специальном стаже не менее 25 лет, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правилисчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ.
УПФР была произведена оценка пенсионных прав истца по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.
Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам действующего правового регулирования.
Право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п.19 п. 1 ст.27Закона N173-ФЗ определялось на основании следующих нормативных актов: Списков должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516.
Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.
Рассмотрев документы истца, было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от 23.01.2012 года N 919110, в котором определен стаж Зюзиной И.Н. равным "..." по действующему законодательству..
Не принят к зачету период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- МОУ N, учитель, т.к. наименование учреждения не поименовано Списком N781, наименование проверено по всем пунктам Устава от ДД.ММ.ГГГГ
Ссылка истицы на ст. 12 Закона РФ "Об образовании в РФ", применительно к данной ситуации. УПФР необоснованна. Работа не во всех видах образовательных учреждений, указанных в ст. 12 Закона "Об образовании", включается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Так, работа в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования для взрослых не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, учреждениях среднего профессионального образования и т.д. засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, при условии обучения в указанных училищах и учреждениях не менее 50% детей в возрасте 18 лет. (п.14 Правил N718). Это есть ограничительные условия на социальное обеспечение педагогических работников, установленные федеральным законодательством.
УПФР, как территориальный орган Пенсионного фонда РФ, не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. п. 4 Постановления Правительства РФ N 1067 от 22.04.1999 г..
В удовлетворении требований просит отказать.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст.7, п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ (п.2 ст. 27 Закона).
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности истицы в учреждениях для детей составил "..."
Часть 2 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года за N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд РФ в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Согласно п.4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года N1067 и п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N463 (в редакции постановления Правительства РФ N953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы "школы всех типов и наименований".
После 01 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. В Списке поименованы "школы всех наименований".
После 11 ноября 2002 года право определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781. В Списке поименованы "школы всех наименований".
Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст. 12 Закона РФ "Об образовании".
В соответствии со ст. 54 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.
Согласно ст. 52 ГК РФ, ст. 13 Закона РФ "Об образовании", в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
В соответствии со ст.12 Закона Российской федерации "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
В судебном заседании установлено, что в спорный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования N", являлось муниципальным учреждением для детей, имеющим статус самостоятельного юридического лица, учредителем которого выступало Управление образования администрации города Нижний Тагил (л.д.15), следовательно, по своему правовому статусу "Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования N" соответствует Списку.
Педагогическая деятельность истицы в спорные периоды в "Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования N в должности учителя подтверждается собранными по делу доказательствами: копией трудовой книжки Зюзиной И.Н. (л.д. 10-12); Уставом Муниципального образовательного учреждения среднего (полного) общего образования N, зарегистрированным Постановлением Главы администрации Дзержинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ за N (л.д.14-20); Лицензией N, N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом образования правительства Свердловской области и разрешающей Муниципальному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования N осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования; профильного педагогического, экономического образования (л.д. 36); Уставом МОУ СОШ N, зарегистрированным Постановлением Главы администрации "адрес" г.Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ за N (л.д. 21-31); свидетельством о государственной аккредитации МОУ СОШ N серии ОБ от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.35); свидетельством о государственной аккредитации МОУ СОШ N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34); копией книги N учета и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых медалей и переводных свидетельств средней школы N г.Н.Тагил за учебные ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-51); копией книги N учета и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых медалей и переводных свидетельств средней школы N г.Н.Тагил за учебные ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52-54); копией диплома об окончании Нижнетагильского государственного педагогического института от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.13).
Согласно п. 4 Постановления N1067, п.2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N516 Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов государственной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27,28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее другие наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданам конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст. 39 Конституции РФ), в связи чем, в силу ст. 2,18 Конституции РФ, уполномоченные органы исполнительной власти обязаны своевременно принимать меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
В соответствии со ст. 120 Конституции РФ, п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.N8 суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Таким образом, тождество образовательных учреждений "Муниципальное образовательное учреждение основного общего образования N" и "школа" не вызывает сомнений и подлежит установлению судом, а спорный период- включению в специальный стаж педагогической деятельности истицы.
Педагогическая деятельность истицы в спорные периоды в МОУ N отвечает требованиям п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Таким образом, решение ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Зюзиной И.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, создает препятствия к осуществлению истицей ее права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным, на ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорного периодав специальный стаж истца.
Учитывая изложенное, на период обращения ДД.ММ.ГГГГ у истицы имелся необходимый 25 летний стаж для назначения пенсии и в соответствии с под.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", следовательно на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению истице пенсии с данной даты.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Зюзиной И. Н. удовлетворить.
Признать за Зюзиной И. Н. право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей в соответствии с под.п. 19.п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГГГ, признав незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Зюзиной И. Н. в назначении пенсии.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж Зюзиной И. Н. период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ) -учитель, Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования N, г.Н.Тагил и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья - И.Н. Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Судья- И.Н. Зайцева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.