РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.,
при секретаре Лошкаревой Н.Н.,
с участием:
представителя ответчика - ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области заместителя начальника юридического отдела- Петуховой О.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N2- 635 по иску Лихачевой Л. Р. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за N Лихачевой Л.Р. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с под.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона РФ N173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ", по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ-25 лет.
Не приняты к зачету следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.23),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.12),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.27), "...", детский сад N воспитатель, учебные отпуска, т.к. в данные периоды истцом не осуществлялась педагогическая деятельность,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ)- Детский комбинат N, воспитатель,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.05.11) - ДОУ N, воспитатель,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ) - МДОУ N, воспитатель, т.к. наименования учреждений не поименованы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ.
Лихачева Л.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении на ответчика обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда в г. Н. Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ УПФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в назначении пенсии отказано, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ- 25 лет.
К зачету не приняты в том числе оспариваемые ею периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.23), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.12), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.27), "...", детский сад N воспитатель, учебные отпуска, т.к. в данные периоды не осуществлялась педагогическая деятельность; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ)- детский комбинат N, воспитатель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.05.11) -ДОУ N, воспитатель, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ) МДОУ N, воспитатель, т.к. наименования учреждений не поименованы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N871 от 29.10.2002 года.
Решение считает незаконным в связи с тем, что наименование "Детский комбинат" не является нормативным и не может быть предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное детское учреждение. Объединенному детскому учреждению было присвоено наименование "ясли-сад".
На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в т.ч. предприятия, организации, должны были использовать именно такое наименование учреждения.
Все нормативные правовые акты, предусматривающие льготы и преимущества педагогическим работникам, устанавливающие штатные нормативы и т.д., определяются именно в связи с работой в яслях-садах, а не в детских комбинатах.
Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, нет. Следовательно, в данном случае имеет место неправильная запись в трудовой книжке.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение N является учреждением дошкольного образования, что подтверждается Уставом и Лицензией. В указанный период времени истец занималась одним видом деятельности, была воспитателем, работала по одной образовательной программе. Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ "Об образовании" данные муниципальные дошкольные образовательные
учреждения имели лицензию и государственную аккредитацию, реализующие общеобразовательные программы.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об образовании" "образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". К образовательным учреждениям относятся, в том числе дошкольные учреждения. Указанное муниципальное дошкольное образовательное учреждение все время своего существования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программы и обеспечивая содержание и воспитание детей.
На основании п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном ПП РФ от 1.07.95 г. N 677 (в редакции ПП РФ от 14.02.97 г. N 179) дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях", иные Федеральные законы непосредственно не содержат запретов на включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в учебных отпусках, а подзаконными актами Правительства РФ и Министерства труда РФ установление таких (произвольных по сути) ограничений предусмотренного ст.ст.27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях" права отдельных граждан на досрочное назначение трудовой пенсии не допустимо (п.3 ст.55 Конституции РФ).
Трудовой кодекс РФ в гл. 26 предусматривает предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с обучением, в том числе и предоставление оплачиваемых учебных отпусков. При предоставлении таких оплачиваемых отпусков, за работника бухгалтерией учреждения в полном объеме делаются соответствующие отчисления, в том числе и в органы УПФР.
Ссылка УПФР на Разъяснение Министерства труда РФ N от ДД.ММ.ГГГГ не уместна, поскольку периоды нахождения на учебных сессиях приходились на более раннее время (1989-1990г.г.), данных разъяснений еще не было, и ограничений по включению в специальный стаж таких периодов также не существовало. Более того, в применяемом к тем периодам Списках, утвержденных Постановлением СМ РСФСР N463 от 6.09.1991г. отсутствует даже требование о выполнении нормы рабочего времени за ставку. Нормативный акт, ухудшающий положение гражданина, не имеет обратной силы и не может применяться к периодам, следующим до его вступления в законную силу. Поскольку ПП РФ N516 было принято только 11.07.2002г., оно не может применяться к периодам работы, происходившей до этой даты.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1,2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Такая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 29.01.2004г. N2-П.
Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
При включении оспариваемых периодов специальный стаж он составит -25 лет 00 мес. 24 дня.
Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.79).
Представитель ответчика- Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и пригородном районе Свердловской области, исковые требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истицей представлены документы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия устанавливается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при специальном стаже не менее 25 лет, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ.
УПФР произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.
Право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п.19 п.1 ст.27 Закона N173-ФЗ определялось на основании следующих нормативных актов: Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных ПП РФ от 29.10.2002г. N781; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных ПП РФ от 11.07.2002г. N516.
Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с под 19 п. 1 ст. 27 Закона N173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе Лихчевой Л.Р. в назначении пенсии, стаж истицы определен равным 18 годам 06 месяцам 12 дням (согласно Списку N).
Не приняты к зачету периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.23), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.12), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.27), "...", детский сад N воспитатель, учебные отпуска, основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью является осуществление такой деятельности. Установление данного вида пенсии связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Находясь на учебных сессиях, истица не выполняла свои трудовые обязанности и не осуществляла педагогическую деятельность.
Правилами N516, а также Разъяснением Минтруда от 22.05.1996г. N5, предусмотрены периоды, в течение которых работник выполнял свои функциональные обязанности и которые, как исключение, подлежат зачету в специальный стаж, где учебные отпуска не поименованы. Следовательно, данные периоды не подлежат включению в специальный стаж.
Не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ)- детский комбинат N, воспитатель, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.05.11) -ДОУ N, воспитатель, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ) МДОУ N, воспитатель, т.к. наименования учреждений не поименованы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N871 от 29.10.2002 года Наименование учреждения проверено по всем разделам Устава от ДД.ММ.ГГГГ
Список содержит классификацию наименований образовательных учреждений только по типам и видам, чтобы по наименованию можно было определить характер деятельности юридического лица и его организационно-правовую форму.
Ссылка истицы на ст.12 Закона РФ "Об образовании в РФ", применительно к данной ситуации. УПФР считает необоснованной. Работа не во всех видах образовательных учреждений, указанных в ст.12 Закона "Об образовании", включается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Работа в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования для взрослых не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, учреждениях среднего профессионального образования и т.д. засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, при условии обучения в указанных училищах и учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет (п.14 Правил N718).
Это есть ограничительные условия на социальное обеспечение педагогических работников. установленные федеральным законодательством.
УПФР как территориальный орган Пенсионного фонда РФ не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N516, п.4 Постановления Правительства РФ N1067 от 22.09.1999 г).
Считает решение вынесено законно и обосновано, в удовлетворении требований просит отказать.
Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 15, 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречит Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статьям 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст.7, пп.19 п.1, п.2 ст. 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности Лихачевой Л.Р. в учреждениях для детей составил "..." (л.д.7-9), что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.12-20).
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года за N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября1991 года за N463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке в наименовании должностей поименована должность "воспитатель", в наименовании учреждений поименованы учреждения "Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли)".
После 01 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. В Списке поименовано наименование должности "воспитатель", "тренер-преподаватель", в наименовании учреждений поименованы учреждения "детские сады", "детско-юношеские спортивные школы", по наименованию должности "воспитатель", "тренер-преподаватель", наименование образовательного учреждения дополнительного образования не предусмотрено п.5 Правил.
После 11 ноября 2002 года право определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781. В Списке в наименовании должностей поименована должность "воспитатель", в наименовании учреждений поименованы учреждения: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Согласно п.4 постановления N1067, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года за N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст. 12 Закона РФ "Об образовании".
В соответствии со ст. 54 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории РФ, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.
Согласно ст. 52 ГК РФ, ст. 13 Закона РФ "Об образовании", в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
Часть 2 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет.
В соответствии со ст.12 Закона Российской федерации "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
Из протокола N заседания Президиума Тагильского городского Совета (архивная выписка) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21) следует, что слушали N о предоставлении помещения под детский сад на Вые.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36) детский сад N входил в состав управления дошкольных учреждений Нижнетагильского металлургического комбината им. В.И. Ленина. На основании Постановления Главы города Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы N" муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N реорганизовано путем присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе N в форме структурного подразделения.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ N "..." (л.д.37) следует, что Лихачева Л.Р. работала в секторе дошкольных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада N, в указанный период выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы в режиме полной рабочей недели и полного рабочего дня.
В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное детское учреждение. Объединенному детскому учреждению было присвоено наименование "ясли-сад".
На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в т.ч. предприятия, организации, должны были наименование- "ясли-сад". Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада N в детский комбинат в суд не представлено, следовательно в трудовую книжку истца была внесена не соответствующая действительности запись и указано ненормативное наименование детского сада- детский комбинат.
С учетом изложенного период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истицы.
Также подлежат включению в специальный стаж Лихачевой Л.Р. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ДОУ N, воспитатель и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МДОУ N воспитатель, по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ N) дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Судом установлено, что ДОУ N, в последующем МДОУ N оказывало образовательные услуги детям дошкольного возраста, и работа истицы в качестве воспитателя непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее функций.
Как видно из Устава "Муниципального дошкольного образовательного учреждения N", зарегистрированного на основании постановления Главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за N (л.д.46-53), данное учреждение является муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом развивающего вида(п.1.1.); имеет статус юридического лица (п.1.2.); осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, Типовым Положением "О дошкольном образовательном учреждении", руководствуется нормативными актами об образовании, издаваемыми органами управления образования и другими органами государственного управления, решениями местных органов власти, настоящим Уставом (п1.3); пребывание ребенка в ДОУ предусмотрено с 3 до 7 лет, комплектуется следующими группами: младшая от 3 до 4 лет, средняя от 4 до 5 лет, старшая от 5 до 6 лет, подготовительная от 6 до 7 лет (п.2.6).; Из Устава МДОУ детский сад N, зарегистрированного на основании постановления Главы администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N, следует МДОУ детский сад N является правопреемником ДОУ детский сад, ранее зарегистрированного постановления Главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за N (п.1.1.) (л.д.40-45), цель и деятельность учреждения не изменилась.
Из лицензии "...", регистрационный номер N о т ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области МДОУ- детскому саду N разрешается осуществление деятельности согласно Устава, срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54); ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад N выдана лицензия "..." N, регистрационный номер N Министерством общего и профессионального образования Свердловской области на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии. Из вышеизложенного следует, что по правовому статусу "Детское образовательное учреждение N" "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение N" и "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N" в полной мере соответствует Списку и Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Следовательно, педагогическая деятельность истицы в спорные периоды отвечает требованиям п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и по другим основаниям ответчиком не оспаривается.
Оспариваемые периоды нахождения истицы в учебных отпускахподлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Ответчик, не включая в специальный стаж истицы учебные отпуска, руководствуется п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002года N516, которая предусматривает, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Истец обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении. В спорные периоды истцу по месту работы в детском саду предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает, что периоды учебных отпусков подлежат включению в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку данные отпуска приравниваются к дополнительным оплачиваемым отпускам (ст. 173 ТК РФ), использовались до введения указанных нормативных актов. Действующее на тот период пенсионное законодательство прямо не предусматривало, что ученические отпуска не включаются в специальный стаж. Соответственно, действующее в настоящее время пенсионное законодательство не может ограничивать лиц в тех правах, которыми они обладали (и могли на них рассчитывать) ранее в период выполнения определенной трудовой функции.
Решение об отказе истице в назначении пенсии и не принятии к зачету спорных периодов создает Лихачевой Л.Р. препятствие к осуществлению права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным.
На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов в специальный стаж истицы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ N173 "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на нее.
С учетом включения в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью, спорных периодов работы у истицы право на пенсию возникает с момента за ее обращением - ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данную дату у Лихачевой Л.Р. имелся необходимый специальный 25 летний стаж, с данного времени истица и просит назначить ей пенсию.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лихачевой Л. Р. удовлетворить.
Признать за Лихачевой Л. Р. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с под.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лихачевой Л. Р. в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Лихачевой Л. Р. период работы: ученические отпуска: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.08), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.23), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.12), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.27), УДУ НТМК, детский сад N воспитатель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ)- Детский комбинат N, воспитатель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.05.11) - Детское образовательное учреждение N, воспитатель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ)- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение N, воспитатель и назначить пенсию по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья - И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Судья- И.Н.Зайцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.