РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2012 года г.Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района г.Нижний Тагил Кривошеевой А.М.,
при секретаре Мусиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1658/2012 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Артамоновой М. В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Артамоновой М.В. обратился с исковым заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил, в котором просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность построить (приобрести) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования "город Нижний Тагил" и распределить его Артамоновой М.В., передать распределенное Артамоновой М.В. жилое помещение в собственность муниципального образования "город Нижний Тагил"; на Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" возложить обязанность заключить с Артамоновой М.В. договор социального найма в отношении распределенного истцу жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Артамонова М.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители Артамоновой М.В. лишены родительских прав в отношении нее на основании решения Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ. Артамоновой М.В. ДД.ММ.ГГГГ был назначен опекун К.Е.С. В связи с отсутствием закрепленного жилья постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Артамонова М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилья во внеочередном порядке. Однако до настоящего времени жильем она не обеспечена.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Государственное казенное учреждение "адрес" "Фонд жилищного строительства" (л.д. 35-36).
В судебном заседании прокурор и Артамонова М.В. заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте, времени судебного заседания, в суд не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против заявленных исковых требований, указал, что согласно действующему законодательству в качестве основании для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации является отсутствие закрепленного жилого помещения. Однако за Артамоновой М.В. было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес". Тот факт, что площадь, приходящаяся на каждого проживающего в закрепленном за Артамоновой М.В. жилом помещении менее учетной нормы, является в соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ основанием для обеспечения жилым помещением из муниципального жилищного фонда, а не за счет средств бюджета Свердловской области. Кроме того, указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации Министерства строительства и архитектуры Свердловской области" Министерство строительства и архитектуры Свердловской области переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "О переименовании Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области" наименование ответчика переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (л.д. 45-46).
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", представитель третьего лица - Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки не сообщили, не просили об отложении дела либо рассмотрении в их отсутствие; письменный отзыв по заявленным исковым требованиям в суд не предоставили, свою позицию не высказали.
Заслушав прокурора, Артамонову М.В., огласив позицию не явившегося представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2настоящей статьи случаев.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Свердловской области N утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".
Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Статус Артамоновой М.В. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о ее рождении, в котором матерью указана К.М.С., отцом А.В.И. (л.д. 10), решением Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ о лишении К.М.С. и А.В.И. родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Артамоновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 40-41), постановлением Главы Администрации Дзержинского района города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ N об установлении попечительства над несовершеннолетней Артамоновой М.В. (л.д. 13).
Как установлено судом, постановлением Главы Администрации Дзержинского района города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ N за несовершеннолетней Артамоновой М.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", где она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 13).
Однако наличие закрепленного за Артамоновой М.В. жилого помещения не лишает ее права на обеспечение жильем в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета".
Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
По сведениям муниципального учреждения "Служба правовых отношений", помимо истца в квартире N в "адрес" общей площдаью "..." кв.метров зарегистрировано еще 6 человек: Е.М.С., К.М.С., Е.И.Д., С.В.В., Н.А.С., Х.Н.С., в квартире N этого дома общей площадью "..." кв.метра зарегистрированы Х.А.К., Х.К.В., Х.Н.С. (л.д. 23, 68). Таким образом, на каждого проживающего в этом жилом помещении приходится менее "..." квадратных метров общей площади жилого помещения.
В силу части 2 статьи 49 данного Кодекса, жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Статья 37 действовавшего ранее Жилищного Кодекса РСФСР основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливала отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как указал Конституционный суд в своем Определении от 7 июня 2011 г. N 746-О-О, Жилищным кодексом Российской Федерации расширен перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) положение п.2 части 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, в том числе на основании пункта 2 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).
Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Последующий закон отменяет предыдущий" в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
На основании постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Артамонова М.В. принята по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижнему Тагилу (л.д. 16). Факт принятия Артамоновой М.В. на учет подтверждается ее заявлением (л.д. 18-22).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Артамонова М.В. состоит в очереди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 478 (л.д. 61-62). Жилья в собственности не имеет (л.д. 63, 65). Права на объект недвижимого имущества - квартиру "адрес" не зарегистрированы (л.д. 64).
Поскольку судом установлено, что истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилье по площади менее установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" учетной норме, жилье Артамоновой М.В. по договору социального найма не предоставлено, поэтому в силу вышеназванных норм законодательства она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления она включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации города Нижний Тагил, список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
На этом основании на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в "..." году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Артамоновой М. В. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области, для Артамоновой М. В.; безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области.
Обязать Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" предоставить Артамоновой М. В. жилое помещение, построенное (приобретенное) за счет средств областного бюджета Свердловской области, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.