Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Алдошиной В.В., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Матушкиной Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы администрации МО Белевский район на решение Белевского районного суда Тульской области от 23.08.2012 года по делу по иску прокурора Белевского района Тульской области в интересах Маслаковой А.Ю. к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Белевского района Тульской области обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд с иском в интересах Маслаковой А.Ю. к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Маслакова А.Ю., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, в силу положений ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" имеет право на обеспечение по месту жительства жилой площадью вне очереди.
Маслакова А.Ю. с 08.05.2005 года зарегистрирована по адресу: "адрес". Распоряжением комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 01.09.2009 года N 3-86/р над Маслаковой А.Ю. было установлено попечительство. Причиной установления попечительства послужило решение Белевского районного суда Тульской области "...". Пунктом 6 указанного распоряжения за Маслаковой А.Ю. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес". В настоящее время в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, никто не проживает.
На основании акта межведомственной комиссии администрации муниципального образования "Белевский район" от 21.09.2001 года, утвержденного постановлением главы администрации Белевского района от 26.09.2001 года N 552 "Об утверждении акта межведомственно комиссии по определению состояния жилого фонда муниципального образования "Белевский рай", жилой дом "адрес" признан ветхим. Согласно техническому паспорту процент износа жилого дома "адрес" составлял 62 %. В настоящее время квартира, закрепленная за Маслаковой А.Ю. не пригодна для проживания, другое благоустроенное жилое помещение Маслаковой А.Ю. не предоставлено, чем нарушено её право на жилище.
Прокурор Белевского района Тульской области, обратившийся с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Маслаковой А.Ю., просил предоставить Маслаковой А.Ю. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение.
Истец в лице помощника прокурора Белевского района Гаврикова Н.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истица Маслакова А.Ю. просила суд исковые требования прокурора удовлетворить, поскольку проживать в квартире "адрес" невозможно: на кухне обвалился потолок, стены покрыты плесенью, полы прогнили. Другого жилья у нее не имеет, в связи с чем вынуждена проживать на съемных квартирах.
Представитель ответчика администрации МО Белевский район Тульской области по доверенности Журавлева Л.С. в удовлетворении исковых требований прокурора возражала, поскольку за Маслаковой А.Ю. при решении вопроса о попечительстве было закреплено жилое помещение - квартира "адрес". Маслакова А.Ю. состоит на очереди с 26.05.2010 года в МО г. Белева Белевского района для получения жилого помещения по договору социального найма, в связи с проживанием в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Представитель третьего лица территориального отдела по Белевскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Бакаева Е.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить.
Решением Белевского районного суда Тульской области от 23.08.2012 года исковые требования прокурора Белевского района Тульской области в интересах Маслаковой А.Ю. к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, удовлетворены. Решением суда постановлено обязать администрацию муниципального образования Белевский район Тульской области предоставить во внеочередном порядке Маслаковой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "...", зарегистрированной по адресу: "адрес", являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования г. Белева Белевского района, отвечающее установленными санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования г. Белев Белевского района в виде отдельной квартиры.
В апелляционной жалобе глава администрации МО Белевский район просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы главы администрации МО Белевский район, выслушав объяснения представителя Прокуратуры Тульской области Бугаковой О.В., просившей решение суда оставить без изменения, объяснения Маслаковой А.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Белевского района Тульской области, действующего в интересах Маслаковой А.Ю., суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Маслакова А.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеются правовые основания для предоставления Маслаковой А.Ю. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования г. Белев Белевского района Тульской области общей площадью не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичное правовое положение закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона Тульской области от 07.10.2009 N 1336-ЗТО "О защите прав ребенка" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством) либо зачисленные на полное государственное обеспечение в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Из вышеуказанных правовых норм действующего законодательства следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях, которые должны быть предоставлены им во вне очередном порядке.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что Маслакова А.Ю., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 21.09.2001 года дом "адрес", где зарегистрирована Маслакова А.Ю., признан в установленном законом порядке ветхим, а квартира N в данном доме.
Закрепленное согласно распоряжения N 3-86/р от 01.09.2009 года территориального отдела по Белевскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству за несовершеннолетней Маслаковой А.Ю. жилое помещение - квартира "адрес", за время отсутствия Маслаковой А.Ю. пришла в непригодное состояние: потолок разрушен, оконные рамы сгнили, полы частично отсутствуют, электричество не работает. В связи с чем, проживание Маслаковой А.Ю. в данной квартире стало невозможным. Согласно акта проверки сохранности жилья за несовершеннолетним от 1 марта 2010 г. "адрес", общей площадью "..." кв.м., составленного территориальным отделом по Белевскому району, непригодна для проживания, дом включен в федеральную программу "Переселения граждан из жилья признанного не пригодным для проживания и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области".
Согласно постановления N 135 от 26.05.2010 года администрации МО г. Белева Белевского района Тульской области Маслакова А.Ю., проживающая "адрес" семьей один человек, поставлена на очередь для получения жилого помещения по договору социального найма в связи с проживанием в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям (очередь N).
Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь нормами вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности исковых требований, предъявленных прокурором Белевского района Тульской области в интересах Маслаковой А.Ю., к Администрации муниципального образования Белевский район о предоставлении Маслаковой А.Ю. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное и обоснованное решение.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в апелляционной жалобе главы администрации МО Белевский район, относительно того, что Маслаковой А.Ю. не может быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку за Маслаковой А.Ю. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"., как основанный на неправильном толковании норм материального права. Материалами дела установлена непригодность помещения, закрепленного за Маслаковой А.Ю. До настоящего времени не решен вопрос о предоставлении Маслаковой А.Ю. пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения, чем нарушаются ее жилищные права. Проживание в квартире, находящейся в состоянии непригодном для проживания по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, является нарушением прав и законных интересов Маслаковой А.Ю. и основанием для удовлетворения исковых требований, заявленных прокурором в ее интересах.
Судебная коллегия также не может признать состоятельными доводы апелляционной жалобе главы администрации МО Белевский район о том, что администрация МО Белевский район не является уполномоченным органом по предоставлению жилого помещения, лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Суд обоснованно возложил данную обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию МО Белевский район, так как именно на данный орган местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных ветхими и непригодными для проживания. Кроме того, ответчиком не были приняты меры к сохранению и поддержанию закрепленного жилого помещения в надлежащем состоянии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, поэтому не могут являться основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые ссылается глава администрации МО Белевский район в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белевского районного суда Тульской области от 23.08.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО Белевский район - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.