Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л. В.,
судей Копаневой И. Н., Сенчуковой Е. В.,
при секретаре Филипповой Ю. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сологуба С.В. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 августа 2012 года по иску Сологуба С.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области о признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действии", об обязании выдать соответствующее удостоверение.
Заслушав доклад судьи Копаневой И. Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сологуб С. В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области (далее по тексту - УФСБ России по Тульской области) о признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", об обязании выдать соответствующее удостоверение, указывая на то, что он является пенсионером ФСБ РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником ОК ГПВ РФ в Республике Таджикистан, он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в Группе Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" в приложение "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" дополнительно внесены боевые действия в Республике Таджикистан в период: сентябрь-ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года. Обратившись с заявлением в УФСБ России по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" ДД.ММ.ГГГГ, он получил отказ от N, в котором указывалось, что для принятия решения о признании его ветераном боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения необходимо представить документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях. Впоследствии на его неоднократные обращения ему отвечали отказом по аналогичным основаниям, несмотря на предоставление им архивной справки Центрального пограничного архива ФСБ России. Полагал, что УФСБ России по Тульской области необоснованно переложил на него свои обязанности по сбору документов и доказыванию, что он действительно участвовал в боевых действиях на территории Республики Таджикистан. Считает, что отсутствие положительного решения после предъявления исчерпывающих доказательств его участия в боевых действиях незаконно, нарушает его права на получение удостоверения ветерана боевых действий и реализацию права на меры социальной поддержки.
В судебном заседании истец Сологуб С. В. и его представитель по доверенности Белов А. Н. заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили данные требования удовлетворить, а также взыскать с ответчика понесенные истцом в связи с обращением в суд расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... рублей и оплате услуг представителя в размере ... рублей.
Представитель ответчика - УФСБ России по Тульской области по доверенности Батищев И. Е. в судебном заседании с исковыми требованиями Сологуба С. В. не согласился, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что приказом ФСБ РФ от 04 декабря 2008 года N 588 утверждена инструкция об организации в органах ФСБ РФ работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий их дубликатов и дубликатов свидетельств о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года. В соответствие с п.п. 4, 5 указанной инструкции, удостоверение "Ветеран боевых действий" выдается на основании заявления гражданина и при наличии подтверждающих документов, к числу которых относятся: для лиц, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике - приказ (выписка из приказа) или справка, военный билет. Выписка из послужного списка личного дела военнослужащего, подтверждающие его фактическое участие в выполнении указанных задач с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; для лиц, выполняющих задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона - соответствующий приказ (выписка из приказа), подтверждающий фактическое участие в выполнении указанных задач с августа 1999 года; для остальных лиц, указанных в подпунктах 1-6 п. 1 ст. 3 федерального закона "О ветеранах", - документы, определенные Инструкцией в порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом о ветеранах, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 11 октября 2000 года N 69. В соответствии с п.2.11 указанной инструкции удостоверение ветерана боевых действий выдается на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств. Представленные Сологубом С. В. справки подтверждают его право на льготы, предусмотренные Законом РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах", которые он получил, но не подтверждают непосредственного участия заявителя в боевых действиях.
Суд решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Сологуба С.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области о признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", об обязании выдать соответствующее удостоверение.
В апелляционной жалобе Сологуб С. В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Доводы заявителя жалобы сводятся к утверждению о неправильном толковании судом первой инстанции норм материального права и о несоответствии изложенных в решении выводов суда обстоятельствам дела.
Возражения на апелляционную жалобу не подавались.
Изучив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Сологуба С. В. и его представителя по доверенности и ордеру Белова А. Н., возражения представителя УФСБ России по Тульской области по доверенности Каюда И. С., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Сологуб С. В. проходил службу в Пограничных войсках РФ в составе войсковой части N (г. Владивосток Приморского края) в должности старшего инженера технического обслуживания информационно-аналитического центра округа.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главнокомандующего Пограничными войсками РФ N от ДД.ММ.ГГГГ Сологуб С. В. находился в служебной командировке в составе войсковой части N в Группе Пограничных войск РФ в Республике Таджикистан в период введенного там чрезвычайного положения и выполнял обязанности старшего инженера информационно-вычислительной группы отдела связи и автоматизации управления войсками штаба на основании приказа командира войсковой части N от 16 июня 1994 года N.
Согласно архивной справке ФГКУ "Центральный пограничный архив Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N в Приказе командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ записано: "Полагать находящимся в служебной командировке в ГПВ РФ в РТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ капитана Сологуб С. В., старшего инженера технического обслуживания информационно-аналитического центра округа". Приказом командира войсковой части N N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что все военнослужащие в части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ выполняли и выполняют задачи в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан.
В соответствии с командировочным удостоверением N, выданным войсковой частью N г. Душанбе ДД.ММ.ГГГГ, старший лейтенант Сологубов С. В., командировался в распоряжение командира военной части N пос. Московский для оказания практической помощи, где находился по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Сологуб С. В. обратился в УФСБ России по Тульской области с заявлением о признании его Ветераном боевых действий.
Письмом за N от ДД.ММ.ГГГГ УФСБ России по Тульской области предложено Сологубу С. В. для принятия решения о признании его Ветераном боевых действий и выдаче удостоверения представить документы, подтверждающие его участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории Республики Таджикистан.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N УФСБ России по Тульской области сообщило Сологубу С. В. о том, что представленной им архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ N факт участия в боевых действиях не подтвержден.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N УФСБ России по Тульской области сообщило Сологубу С. В. об отсутствии правовых оснований для удовлетворения его заявления, так как документально подтверждено только его нахождение в зоне конфликта, но не реальное участие в боевых действиях.
При разрешении возникших в связи с вышеуказанными обстоятельствами между сторонами спорных правоотношений суд первой инстанции, приняв во внимание характер данных правоотношений и сущность заявленных истцом требований, правильно руководствовался положениями Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и утвержденной им Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной приказом ФСБ РФ N 588 от 04 декабря 2008 года Инструкции об организации в органах Федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 11 октября 2000 года N 69 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Так, согласно ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Статья 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит, в том числе, военнослужащих, уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий, указаны в приложении к комментируемому Закону (раздел III).
С ДД.ММ.ГГГГ в названный Перечень (в редакции Федерального закона N307-ФЗ от 07 ноября 2011 года, вступившего в действие с 01 января 2012 года) включена и Республика Таджикистан, где велись боевые действия в сентябре-ноябре ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа приведенных выше норм в из совокупности следует, что законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения двух условий: 1)фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; 2) оформления соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Полномочия по определению порядка и условий выдачи удостоверения ветерана боевых действий предоставлены Правительству РФ, которое в свою очередь делегировало ряд своих полномочий в этом вопросе федеральным органам исполнительной власти.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ N 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 2 которого предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
ДД.ММ.ГГГГ ФСБ РФ издан приказ N, которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, по смыслу пунктов 4-6 которой удостоверения ветерана боевых действий оформляются и выдаются при наличии подтверждающих документов, к каковым относятся: а) для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, - приказ (выписка из приказа) или справка, военный билет, выписка из послужного списка личного дела военнослужащего или лица из числа гражданского персонала, подтверждающие его фактическое участие в выполнении указанных задач с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; б) для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - соответствующий приказ (выписка из приказа), подтверждающий их фактическое участие в выполнении указанных задач с августа 1999 года; в) для остальных лиц, указанных в п. 2 настоящей Инструкции, - документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
В Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, закреплено, что права и льготы, предусмотренные названным Федеральным законом, устанавливаются на основании свидетельства о праве на льготы, которое выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III).
Основанием для выдачи свидетельства также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий по разминированию территорий и объектов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о службе на минных тральщиках в период траления боевых мин с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, летные книжки и другие документы (п. 2.11).
Проанализировав с учетом приведенных положений пояснения участвующих в деле лиц, пояснения свидетеля Холина С. В., исследованные письменные доказательства, установленные фактические обстоятельства по делу и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал, что представленными доказательствами не подтверждается фактическое выполнением истцом боевых задач на территории, где введено чрезвычайное положение, и правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Сологуба С. В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области о признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", об обязании выдать соответствующее удостоверение.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Довод апелляционной жалобы Сологуба С. В. о том, что суд первой инстанции не указывает и не оценивает представление на присвоение ему воинского звания, не свидетельствует о неправильности вывода суда первой инстанции.
Названное представление указывает лишь на участие истца в подготовке боевых пограничных операций, но не содержит, как и другие имеющиеся в деле документы, сведений о его фактическом участии в боевых действиях на территории Республики Таджикистан.
Довод апелляционной жалобы Сологуба С. В. о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку факт его (Сологуба С. В.) непосредственного участия в боевых действиях подтверждается письменными доказательствами и показаниями свидетеля Х.С.., опровергается материалами дела.
Оценка, суждения и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
В связи с этим оснований для иной оценки собранных по делу доказательств и пересмотра вывода суда первой инстанции, на чем фактически настаивает в своей апелляционной жалобе истец, судебная коллегия не усматривает.
Иные, чем у суда первой инстанции, оценка доказательств, обстоятельств и толкования закона самим заявителем жалобы не свидетельствуют о том, что судом вынесено неправомерное решение.
Не установлено судебной коллегией и нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тулы от 10 августа 2012 года по доводам апелляционной жалобы Сологуба С. В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сологуба С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.