Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Сенчуковой Е.В., Копаневой И.Н.,
при секретаре Салицкой О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в городе Туле на решение Советского районного суда г. Тулы от 21 июня 2012 года по иску Кулаковой Е.Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулакова Е.Д. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что 20.04.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Однако, решением УПФ РФ в г.Туле N от 25.06.2010 г. ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, не были включены в специальный стаж периоды ее работы с 04.01.1985 г. по 07.09.1986 г.в должности комсорга по школам Зареченского райкома ВЛКСМ, с 25.02.1992 г. по 05.05.1992 г. - в советской средней школе N 4 в г. Дархан Монгольской Народной Республики, с 03.10.1993 г. по 26.08.1995 г. - в должности учителя математики в российско-монгольской средней школе в г. Улан-Батор Монгольской Народной Республики.
С отказом в назначении льготной пенсии не согласна, просила суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды работы, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 20.04.2010 г.
В судебное заседание истец Кулакова Е.Д. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Кулаковой Е.Д. по доверенности Суменкова О.Г.исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные требования не признала, в связи с отсутствием оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд решил: исковые требования Кулаковой Е.Д. к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Кулаковой Е.Д., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с 04.01.1985 г. по 07.09.1986 г. в должности комсорга по школам Зареченского райкома ВЛКСМ; с 03.10.1993 г. по 26.08.1995 г. в российско-монгольской средней школе в г. Улан-Баторе Монгольской Народной Республики.
Признать за Кулаковой Е.Д. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 20.04.2010 г. и обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Туле назначить Кулаковой Е.Д. досрочную трудовую пенсию по старости с 20.04.2010 г.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2010 г. Кулакова Е.Д. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в течение 25 лет.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле N от 25.06.2010 г. ответчик отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии.
При этом в специальный стаж Кулаковой Е.Д. не был включен период работы с 04.01.1985 г. по 07.09.1986 г. в должности комсорга по школам Зареченского райкома ВЛКСМ, так как наименование должности "комсорг по школам" и наименование учреждения "райком ВЛКСМ" не предусмотрено Списком от 29.10.2002 года N78; с 25.02.1992 г. по 05.05.1992 г.- в советской средней школе N 4 в г. Дархане, так как не выполняется условие пункта 4 Правил от 29.10.2002 г. N 781, а именно выполнение работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, должность, в которой протекала работа Кулаковой Е.Д. не указана; с 03.10.1993 г. по 26.08.1995 г. - в должности учителя математики в российско-монгольской средней школе в г. Улан-Баторе, т.к. действующим законодательством включение периодов работы за границей в стаж соответствующих видах работ не предусмотрено. Пунктом 15 Правил от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрено включение в специальный стаж только периодов работы, осуществлявшейся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей. Вопросы пенсионного обеспечения граждан за периоды их работы за границей с учетом разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 г. N 4 рассматриваются в соответствии с международными соглашениями и пенсионным законодательством РФ в установленном порядке. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, применяются правила соответствующего международного договора. В соответствии с пунктом 1 ст. 4 Соглашения между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.1981 г. при назначении пенсий и пособий учитывается полностью трудовой стаж, в том числе стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтвержденным компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж. При этом, согласно п. 2 ст. 9 названного Соглашения, пенсионное обеспечение работников совместных, акционерных и иных предприятий и членов их семей, которые направлялись на временную или постоянную работу на территорию другого государства, производится по законодательству направляющего государства. Документы о направлении на временную или постоянную работу на территорию Монголии Кулаковой Е.Д. не представлены. Законом РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" было предусмотрено включение периодов работы за границей только в общий трудовой стаж (ст. 89).
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно признал эти доводы ответчика необоснованными.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной выше статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона N173-ФЗ от 17.12.2001 г., и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона N173-ФЗ от 17.12.2001 г.
Должность "комсорг по школам" и наименование учреждения "райком ВЛКСМ" не предусмотрены вышеуказанным Списком.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации участники соответствующих правоотношений должны быть уверенными в неизменности своего официального статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты, граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно сведениям трудовой книжки истца и архивной справке N1730 от 13.06.2012 г. в период с 04.01.1985 г. по 07.09.1986 г. Кулакова Е.Д. работала в должности комсорга по школам Зареченского райкома ВЛКСМ г. Тулы.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N1397 от 17.12.1959 г., действовавшего в спорный период работы истца, учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
При этом в силу п. 4 Положения время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из пп. "а" п. 1 Приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. N 94 учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений: время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что должность комсорга являлась выборной, и в соответствии с действовавшим в спорный период работы истца Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 г., период работы с 04.01.1985 г. по 07.09.1986 г. в должности комсорга по школам Зареченского райкома ВЛКСМ г. Тулы должен быть зачтен в специальный стаж Кулаковой Е.Д., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
С 01.01.2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Между тем, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным пенсионным законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относится Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, 6 апреля 1981 г.).
Россия выступает их участником как государство - правопреемник СССР.
Согласно данному Соглашению, оно распространяется на все виды социального обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Договаривающихся Сторон. Под социальным обеспечением по настоящему Соглашению понимаются все виды обеспечения, которые предоставляются гражданам государственными органами, в том числе по старости (ст. 1).
При осуществлении социального обеспечения применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает гражданин, если Соглашением не предусмотрено иное (ст. 3).
При назначении пенсий и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, в том числе стаж, дающий право для назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтвержденный компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж. Исчисление стажа работы в каждой из Договаривающихся Сторон производится по законодательству той Договаривающейся Стороны, на территории которой протекала работа или приравненная к ней деятельность (ст. 4).
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Разрешая заявленные требования в части включения в специальный стаж периода работы Кулаковой Е.Д. с 03.10.1993 г. по 26.08.1995 г. в российско-монгольской средней школе в г. Улан-Баторе, суд первой инстанции установил, что истец в спорный период работала в должности учителя математики, наименование учреждения "школа" и наименование должности "учитель" полностью соответствуют наименованиям учреждений и должностей как содержащихся в Списке от 06.09.1991 г. N 463, так и наименованиям учреждений и должностей, содержащихся в Списке от 29.10.2002 г. N 781., на основании чего пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска и включении вышеуказанного периода работы в специальный стаж Кулаковой Е.Д.
Отказывая Кулаковой Е.Д. в удовлетворении требований о включении в ее специальный стаж периода работы с 25.02.1992 г. по 05.05.1992 г. в советской средней школе N4 г. Дархан Монгольской Народной Республики, суд первой инстанции установил, что доказательств того, в какой именно должности работала Кулакова Е.Д. в спорный период времени, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в судебном решении, не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Доводы ответчика со ссылкой на положения п. 2 ст. 9 Соглашения о том, что пенсионное обеспечение работников совместных, акционерных и иных предприятий и членов их семей, которые направлялись на временную или постоянную работу на территорию другого государства, производится по законодательству направляющего государства, а документы о направлении на временную или постоянную работу на территорию Монголии Кулаковой Е.Д. не представлены, правомерно были признаны судом первой инстанции основанными на неправильном толковании норм Соглашения, поскольку п. 2 ст. 9 Соглашения не умаляет права лица, работавшего на территории одной из Договаривающихся Сторон, на зачет этого периода работы в страховой и специальный стаж.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Согласно положению ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Оценивая пенсионные права истца, суд первой инстанции, с учетом включения спорных периодов работы, определил, что на дату обращения с заявлением в пенсионный орган 20.04.2010 г., Кулакова Е.Д. имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку с учетом включения спорных периодов работы с 04.01.1985 г. по 07.09.1986 г. в должности комсорга по школам Зареченского райкома ВЛКСМ г. Тулы и с 03.10.1993 г. по 26.08.1995 г. в должности учителя математики в российско-монгольской средней школе в г. Улан-Батор Монгольской Народной Республики, Кулакова Е.Д. требуемый 25-летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии приобрела только 06.05.2010 г., в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым решение в части даты признания за истцом права на досрочную трудовую пенсию по старости изменить, признать за Кулаковой Е.Д. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 06.05.2010 г. и обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Туле назначить Кулаковой Е.Д. досрочную трудовую пенсию по старости с 06.05.2010 г.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тулы от 21 июня 2012 года в части даты признания за Кулаковой Е.Д. права на досрочное назначение пенсии по старости изменить.
Признать за Кулаковой Елизаветой Дюловной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 06.05.2010 г. и обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Туле назначить Кулаковой Елизавете Дюловне досрочную трудовую пенсию по старости с 06.05.2010 г.
В остальной части решение Советского районного суда г. Тулы от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Туле - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.