Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Кургановой И.В.
при секретаре Хлоповой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кузьмина А.Ю. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 августа 2012 года по делу по иску Кузьмина А.Ю. к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Тулы" об обязании предоставить меры социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмин А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Тулы" об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение с учетом несовершеннолетних детей, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета. В обоснование заявленных требований указал, что он, как ветеран труда, в силу ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006г. N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" имеет право на вышеуказанные меры социальной поддержки, однако в предоставлении этих мер органом социальной защиты ему было отказано. Полагает данный отказ незаконным.
Просил суд обязать ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" предоставить ему меры социальной поддержки: назначить ежемесячную денежную выплату, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение с учетом несовершеннолетних детей, ежемесячную денежную выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Истец Кузьмин А.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Центральным районным судом г. Тулы от 31 августа 2012 года исковые требования Кузьмина А.Ю. удовлетворены.
Суд обязал ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" назначить Кузьмину А.Ю. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ; обязал ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" выдать Кузьмину А.Ю. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 г. N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области"; обязал ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" предоставить Кузьмину А.Ю. как ветерану труда и находящимся на его содержании несовершеннолетним детям ФИО1 и ФИО2 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области, с ДД.ММ.ГГГГ; обязал ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" предоставить Кузьмину А.Ю. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" в пользу Кузьмина А.Ю. государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Кузьмин А.Ю. просит решение суда в части назначения ему, как ветерану труда, ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, отменить, считая решение суда незаконным и необоснованным в данной части. Просил обязать ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" назначить ему, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с даты присвоения звания "Ветеран труда", обязать ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" оплатить расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Кузьмина А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы представителя Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г.Тулы", согласно доверенности Савищева А.Е., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Кузьмина А.Ю., причем, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика предоставить истцу как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг, предусмотренные Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области именно с ДД.ММ.ГГГГ, а ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден, имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Обосновывая исковые требования, Кузьмин А.Ю. ссылался на то обстоятельство, что имеет удостоверение "Ветерана труда" от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по выслуге лет по линии МО РФ, а поэтому обладает правом, как ветеран труда, на предоставление мер социальной поддержки.
Проверяя указанные доводы, суд первой инстанции установил, что ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин А.Ю. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении со дня присвоения звания ветерана труда мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 22 ФЗ "О ветеранах" и Законом Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", приложив к заявлению копии свидетельств о рождении детей.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Кузьмину А.Ю. сообщил о необходимости в соответствии с п. 8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области N 30 от 15.01.2010 г., предоставить, к поданному им заявлению документы перечисленные в указанном пункте Положения, в том числе справку о составе семьи, выписку из лицевого счета, квитанцию об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за последний календарный месяц перед месяцем обращения, копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
Также в указанном письме истцу было разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются при отсутствии задолженности по оплате указанных видов услуг.
Судом установлено, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, послужил тот факт, что Кузьмин А.Ю. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение льгот.
С позицией органа социальной защиты населения истец Кузьмин А.Ю. не согласился. Посчитав, что в предоставлении мер соцподдержки ему было отказано незаконно, решил обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Тщательно проверив представленные сторонами доказательства, проанализировав доводы и возражения сторон, учитывая, что истец Кузьмин А.Ю. является ветераном труда, и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, руководствуясь положениями Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", Положением "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области", утвержденным Постановлением Администрации Тульской области N 30 от 15.01.2010 г., Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года N 201, Постановления Администрации Тульской области от 15.02.2006 г. N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области", суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Кузьмина А.Ю., поскольку органом социальной защиты неправомерно было отказано в предоставлении ему мер социальной поддержки.
Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в судебном решении и не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное и обоснованное решение.
С доводом, изложенным Кузьминым А.Ю. в апелляционной жалобе, относительно того, что суд неправомерно обязал назначить ему ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, а не с даты присвоения звания "Ветеран труда", судебная коллегия не может согласится по следующим основаниям.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года N 201 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", а также в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Кузьмин А.Ю. обратившись ДД.ММ.ГГГГ в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении со дня присвоения звания ветерана труда, мер соцподдержки, приложил к заявлению только копии свидетельств о рождении детей. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району сообщил истцу о необходимости представить, к поданному им в органы социальной защиты населения заявлению, полный пакет документов. Кроме того, из содержания заявления истца невозможно понять какие именно меры соцподдержки он желает получить.
Установив данные обстоятельства, суд обосновано посчитал, что фактически требования о предоставления истцу мер соцподдержки как ветерану труда в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение с учетом несовершеннолетних детей, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление и выдаче справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета, Кузьмин А.Ю. выразил лишь в уточненном исковом заявлении, с которым обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку исковое заявление истца фактически является заявлением о предоставлении ему как ветерану труда меры соцподдержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты, суд первой инстанции обосновано обязал ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Тулы" назначить Кузьмину А.Ю. ежемесячную денежную выплату с момента обращения в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на субъективном, ошибочном, неверном толковании норм материального права. Ссылаясь на нормы федеральных законом Кузьмин А.Ю. упускает из виду то обстоятельство, что для их реализации приняты иные законы, постановления и положения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьмина А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.