Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Кикенова Д.В. и Цакировой О.В.
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Светланы Сергеевны к Мэрии г. Элисты о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченова Б.И., истца Воробьевой С.С., ее представителя Муниевой Б.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА
:
Воробьева С.С.обратилась в суд с иском к Мэрии г. Элисты о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать *** умерла 25 августа 1995 г., отец *** решением Приютненского районного суда от 19 ноября 2003 г. лишен родительских прав. В период с 01 сентября 1996 г. по 10 июня 2005 г. она воспитывалась и обучалась в РГОУ "Матросовский специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии" (далее - детский дом) и находилась на полном государственном обеспечении. В период ее обучения директор РГОУ Матросовского специального (коррекционного) детского дома обращался в ее интересах в муниципальный орган Приютненского района РК о включении ее в число лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В июне 2010 года она закончила обучение в ФГОУ СПО "Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж", и по настоящее время проживает в г. Элисте. Собственного жилого помещения не имеет. 22 мая 2012 года она обратилась с письменным заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилищную комиссию при Мэрии г. Элисты, но получила отказ. Считает, что она своевременно до достижения 23-х лет обратилась в муниципальный орган Приютненского района о принятии на учет по указанному основанию. Просит признать отказ жилищной комиссии при Мэрии г. Элисты об отказе в принятии ее на учет качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец Воробьева С.С. и представитель истца Муниева Б.С. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Мэрии г. Элисты Лиджиев Г.В. возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 июля 2012 г. исковые требования Воробьевой Светланы Сергеевны удовлетворены. На Мэрию г. Элисты возложена обязанность принять Воробьеву Светлану Сергеевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включив ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Емченов Б.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, считая, что, в нарушение ст. 195 ГПК РФ, суд не учел всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что суд не допросил в качестве свидетелей должностных лиц муниципальных органов, отказавших истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В письменных возражениях, истец Воробьева С.С. просила решение суда оставить без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Емченов Б.И. поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Истец Воробьева С.С. и представитель истца Муниева Б.С., не согласившись с доводами жалобы, пояснили, что факт обращения в муниципальный орган о принятии на учет имел место в период обучения истца в Матросовском специальном (коррекционном) детском доме в 2005 году, истцу было неполных 19 лет. Представленные ими для обозрения доказательства свидетельствуют, что по данному обращению Воробьева С.С. была включена в число лиц, имеющих право на получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Емченова Б.И., истца Воробьевой С.С., представителя истца Муниевой Б.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим федеральным законом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По смыслу приведенных норм, право на дополнительные гарантии социальной поддержки, в том числе, обеспечение вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма, имеют лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и они остались без попечения единственного или обоих родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения и вставшие на учет нуждающихся в жилье до 23 лет.
Аналогична правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, содержащаяся в Определении от 19 октября 2010 г. N 1282-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шабановой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором указано, что действие Федерального закона N 159-ФЗ распространяется на лиц, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, достигших 18-летнего возраста, с предоставлением им права пользования соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, тем самым, обеспечивая единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Как установлено судом, Воробьева С.С., 23 октября 1986 года рождения, в связи со смертью матери *** (25 августа 1995 г.) и лишением родительских прав отца ****, воспитывалась и обучалась с 1 сентября 1996 года по 10 июня 2005 года в Матросовском специальном (коррекционном) детском доме. В период обучения Воробьевой С.С. в указанном учреждении, директор детского дома (11 марта 2005 года) обращался в Приютненское РМО о включении ее в число лиц, нуждающихся в получении внеочередного жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1 сентября 2008 года по июнь 2010 года Воробьева С.С. обучалась в ФГОУ СПО "Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж". После окончания колледжа она осталась проживать в г. Элисте, никакого жилья не имеет и при обращении в Мэрию г. Элисты о принятии ее на учет, ей отказано.
Факт обращения директора Матросовского специального (коррекционного) детского дома в интересах Воробьевой С.С. в уполномоченный орган (Приютненское муниципальное образование) с заявлением о включении истца в число лиц, нуждающихся в получении жилья, подтверждается представленным истцом и имеющимся в материалах дела обращением директора детского дома **** от 11 марта 2005 года (л.д. 28).
Из обозренных в суде апелляционной инстанции справок Муниципального учреждения "Приютненский отдел образования" при Администрации Приютненского РМО РК N275 от 24.10.2011 года и Отдела опеки и попечительства Муниципального учреждения "Приютненский отдел образования" N182 от 21 июня 2006 года следует, что на основании обращения директора Матросовского детского дома, Воробьева С.С. была включена в число лиц, нуждающихся в получении жилья по категории детей-сирот, а затем снята.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Мэрии г. Элисты Лиджиева Г.В. пояснила, что основанием отказа Воробьевой С.С. в принятии на учет нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей явилось ее обращение после 23 лет.
При таких данных, ссылка в жалобе на то, что суд не допросил в качестве свидетелей должностных лиц муниципальных органов, отказавших истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть признан состоятельным.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, поскольку факт обращения администрацией детского дома в муниципальный орган Приютненского района о включении Воробьевой С.С. в число лиц, нуждающихся в жилье имел место до достижения Воробьевой С.С. 23 лет, жильем обеспечена она не была, последующее изменение места жительства не должно нарушать ее гарантированное право на внеочередное получение жилья.
С учетом изложенного, вывод суда о незаконности отказа Мэрии г. Элисты и обязании Мэрию г. Элисты принять Воробьеву С.С. на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильно примененных нормах материального закона.
Довод жалобы о том, суд не учел всех обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушении им требований статьи 195 ГПК РФ голословен.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Д.В. Кикенов
О.В. Цакирова
"копия верна", судья: А.А. Пюрвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.