Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Фоменко А.А.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи Невдах Т.П. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Сочи, МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи, обязании администрации города Сочи, МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением в срок до 01.09.2012 года.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения: Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры.
Администрация города Сочи и МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов.
Бездействие администрации г. Сочи и МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи но созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам: социальной инфраструктуры.
Установлено, что МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи, является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорту доступности объекта, МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи не доступна для маломобильных групп граждан.
Неосуществление ответчиком действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
Участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель Управления социальной защиты населения в Центральном районе г. Сочи исковые требования прокурора поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель администрации города Сочи по доверенности Невдах Т.П. возражала против заявленных исковых требований, в их удовлетворении просила отказать.
Представитель МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи в судебное заседание будучи надлежаще извещенным (телефонограмма) не явился.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 26 июля 2012г. иск прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен.
На администрацию г. Сочи и МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи возложена обязанность обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи.
На администрацию г. Сочи и МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи получить паспорта доступности с положительным, заключением о доступности. МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи в срок до 01.09.2012 года.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сочи Невдах Т.П. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Гребенюк О.Б., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела видно, что Прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения: Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры.
Установлено, что МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи, является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорту доступности объекта, МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи не доступна для маломобильных групп граждан.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам, международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ПравительствоРоссийской Федерации, органы исполнителвной власти субъектов Российской Федерации., органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной иифраструктурвь
Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положении об обесценении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры " адрес обезличен ", утвержденного решением городского Собрания Сочи от 26.10.2001 N 192.
Согласно п. 4 Положения, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся в том числе, объекты образовательных учреждений.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом, интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий, и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением. Госстроя РФ от 16.07.2001 г. N 73.
В соответствии со ст. 21 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и вышедшие в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ N 184 от 27.12.2000 г. "О техническом регулировании" Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.
Несоблюдение данных требований закона являются нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 N 1229 -КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной, и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся па креслах-колясках.
Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В силу ст. 1.7 Федерального закона "Об общих принципах, организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 --ФЗ от 06.10.2003г. органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны - осуществлять их финансирование.
Учреждения образования; здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
На основании Закона Краснодарского края от 01.04.2004г. N 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город-курорт Сочи: наделено статусом городского округа.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются населением и или органами местного самоуправления самостоятельно.
На территории Муниципального образования, город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи, расположенная по адресу: " адрес обезличен ".
Согласно Уставу МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и. экскурсий т. Сочи, учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи.
Согласно Федеральному Закону от 01.12.2007 N ЗЮ-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации" на территории муниципального образования город- курорт Сочи в 2014 году будут проводиться XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры.
Согласно ст. 1 Модельного закона о паралимпийском спорте, принятом на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 31 -13 от 25 ноября 2008 года) паралимпийские игры - высший международный спортивный форум спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно- двигательного аппарата, зрения и интеллекта, которых представляют национальные паралимпийские комитеты, признанные Международным паралимпийским комитетом, обладающим правом исключительной собственности на Паралимпийские игры, в том числе правом их организации, проведения, освещения в средствах массовой информации и воспроизводства любым способом, а также иными исключительными правами, предусмотренными его Конституцией.
Администрация города Сочи и МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов.
Таким образом, бездействие администрации г. Сочи и МОУ Сочинский городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Неосуществление ответчиками действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об удовлетворении иска прокурора Центрального района г. Сочи.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.