Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
с участием прокурора Дьяченко А.В.
при секретаре Рыбник В.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи Невдах Т.П., действующей на основании доверенности, на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Сочи, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Эколого-биологический центр" об обязании администрации города Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи, получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи в срок до 01.09.2012 г.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры. При проведении указанной проверки установлено, что МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорту доступности объекта, МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи является объектом для маломобильных групп граждан. Однако при проведении проверки выявлено, что администрация города Сочи и МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов. По мнению прокурора, бездействие администрации города Сочи и МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан нарушает права инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Центрального района г. Сочи Нино К.С. поддержал исковые требования.
Представитель администрации города Сочи Невдах Т.П. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик МБОУ ДОД "Эколого-биологический центра" г. Сочи в судебном заседании не участвовал.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи Соколова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года требования прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Сочи и МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи.
Также суд обязал администрацию города Сочи и МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи в срок до 01.09.2012 г.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи Невдах Т.П. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления, ссылаясь на то, что в силу объективных причин получение паспорта доступности с положительным заключением о доступности объекта в сроки, указанные прокурором, не представляется возможным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Дьяченко А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в " адрес обезличен " г. Сочи проведена проверка объекта социальной инфраструктуры МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи по вопросу соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 6.1 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 г. N 192, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 4 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам: социальной инфраструктуры г. Сочи к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты образовательных учреждений.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. N 73.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона от 27.12.2000 г. N 184 "О техническом регулировании" строительные нормы и правила являются обязательными к применению.
Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. N. 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
Согласно ст. 5 указанного Закона организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В силу ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 01.04.2004 г. N 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
На территории муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи.
Согласно Уставу МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорту доступности объекта, МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи является объектом для маломобильных групп граждан.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд с учетом положений названных норм действующего законодательства, пришел к выводу о бездействии администрации города Сочи в части непринятия мер по созданию условий для инвалидов и других категорий маломобильных групп граждан для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются аналогичными мотивам возражений администрации города Сочи на заявленные требования, которым дана оценка с изложением соответствующих выводов, которые судебная коллегия считает правильными.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на срок, до которого орган местного самоуправления и образовательное учреждение обязаны получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи, поскольку в судебном постановлении отсутствуют мотивы принятого в этой части судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года указание на срок (до 01.09.2012 г.), до которого администрация города Сочи и МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи обязаны получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ ДОД "Эколого-биологический центр" г. Сочи.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи Невдах Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.