Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Рыбник В.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Сочи по доверенности Полозовой Е.И. на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баеву В. В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации г. Сочи в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Заявитель просил признать неправомерным отказ администрации г.Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г.Сочи в предоставлении Баеву В. В. в собственность за плату земельного участка площадью 71 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0109027:1031, расположенного по адресу: г " адрес обезличен "
Баеву В. В. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель администрации г. Сочи по доверенности Полозова Е.И. с заявлением не согласилась и просила в его удовлетворении отказать.
Обжалуемым решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 11 апреля 2012г. заявление Баеву В. В. было удовлетворено.
Суд признал неправомерным отказ администрации г. Сочи в предоставлении в собственность за плату Баеву В. В. земельного участка площадью 71+/- 3 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0109027:1031, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский внутригородской округ, " адрес обезличен "
На администрацию г. Сочи возложена обязанность в месячный срок с даты принятия решения осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка площадью 71+/- 3 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109027:1031, расположенного по адресу: " адрес обезличен ", и направить его Баеву В. В. с предложением о заключении соответствующего договора.
Не согласившись с данным решением, представитель администрации г.Сочи по доверенности Полозова Е.И. подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда от 11 апреля 2012г. как незаконное, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражении на жалобу Баеву В. В. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела видно, что на основании договора купли-продажи от 21.02.2005г. и свидетельства о государственной регистрации права от 3.03.2005г. Баеву В. В. на праве собственности принадлежит здание магазина лит. "А", расположенное по адресу: " адрес обезличен ".
Здание магазина расположено на земельном участке площадью 71 +/ - 3 кв. м с кадастровым номером 23:49:0109027:1031. Право на земельный участок не зарегистрировано.
Из материалов дела видно, что постановлением администрации города Сочи от 26.07.2010г. N 1034 утверждён административный регламент исполнения муниципальной услуги "Предоставление земельных участков под объектами недвижимости в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование на территории муниципального образования город-курорт Сочи".
Для приобретения земельного участка, занимаемого зданием, в собственность за плату Баеву В. В. обратился с заявлением от 11.02.2012 г. на имя главы города Сочи. Заявление подано через МАУ МФЦ г. Сочи в рамках оказания муниципальной услуги "Предоставление земельных участков под объектами недвижимости в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование на территории муниципального образования город-курорт Сочи". Заявление было зарегистрировано в департаменте имущественных отношений администрации г. Сочи 14.02.2012 г. Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи письмом от 27.02.2012 г. направил директору МАУ МФЦ г. Сочи сообщение, из которого следует, что земельный участок площадью 71 кв.м. с кадастровым номером 23:49:010902761031, расположенный по адресу: г. " адрес обезличен " не может быть предоставлен в собственность Баеву В. В., либо иному юридическому и физическому лицу. Отказ мотивирован тем, что земельные участки в границах города Сочи являются ограниченными в обороте, поскольку относятся к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, вообще не могут быть предоставлены в частную собственность.
Полагая, что отказ администрации г. Сочи в предоставлении в собственность за плату земельного участка является незаконным, Баеву В. В. обратился в Лазаревский районный суд г. Сочи с заявлением.
Согласно Постановлению Президиума ВС РФ N 4766-1, Правительства РФ N 337 от 12.04.1993 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" город-курорт Сочи является курортом федерального значения.
В силу положений Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки в границах города-курорта Сочи являются муниципальной собственностью.
Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно абз.5 п.З ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, собственники объектов недвижимости расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, по своему усмотрению реализуют принадлежащее им исключительное право на приобретение земельных участков.
Данный вывод также прямо следует из п.2.2 ст.З Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков ? до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 указанного Федерального закона до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно п.2 ст.2 указанного Федерального закона, до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно ст. 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, устанавливается следующая стоимость таких земельных участков:
в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка".
Согласно подпункту 10 пункта первого статьи второй "Порядка о земельном налоге", утверждённого Решением Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", ставка земельного налога в отношении земельные участков, предназначенных для размещения объектов торговли, составляет 0,5 процента от их кадастровой стоимости.
Таким образом, выкупная цена спорного земельного участка при его продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" составляет 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно подпункту 8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
Судом установлено, что согласно кадастровому паспорту, испрашиваемый Баеву В. В. земельный участок относится к категории "Земли населённых пунктов".
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что земли данной категории не относятся к землям, изъятым из оборота, или ограниченным в обороте. В силу этого, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Администрацией г. Сочи не представлено доказательств, что спорный земельный участок является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, что федеральным законом установлен запрет на его приватизацию либо данный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Доводы администрации г. Сочи о том, что все земельные участки, расположенные в территориальных границах федерального курорта-города Сочи, относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и ограничиваются в обороте, т.е. не могут предоставляться в частную собственность, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах спорный земельный участок может быть предоставлен в собственность Баеву В. В.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об удовлетворении заявления Баеву В. В.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.