Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П., Казакова Д.А.,
по докладу судьи Казакова Д.А.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
при секретаре Корольковой А.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Краснодарского края по доверенности Козка Р.С. на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 20 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд в интересах Корневой Н.В. с иском к администрации муниципального образования Гулькевичский район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Корнева Н.В. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением. Договор социального найма не заключен, что нарушает ее права.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Корнева Н.В. иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Гулькевичский район по доверенности Бугаева А.Г. возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель Министерства финансов Краснодарского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В своем заявлении просит дело рассматривать в его отсутствие.
Представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, в своих возражениях просил суд рассматривать дело в его отсутствие.
Обжалуемым решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 20 июля 2012 года иск прокурора Гулькевичского района в интересах Корневой Надежды Владимировны к администрации муниципального образования Гулькевичский район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения удовлетворен.
Суд обязал администрацию муниципального образования Гулькевичский район, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, Министерство финансов Краснодарского края предоставить Корневой надежде Владимировне жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Гулькевичский район за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках краевой целевой программы "Дети Кубани" и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Краснодарского края по доверенности Козка Р.С. считает решение суда в части возложения на Министерство финансов Краснодарского края обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма незаконным и необоснованным. Указывая, что МинФин КК не наделен полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя Министерства финансов Краснодарского края по доверенности Тарасова Л.Е., поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда изменить в части возложения на Министерство финансов Краснодарского края обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, прокурора Гребенюк О.Б., считавшую решение суда законным и обоснованным, Корневу Н.В., также считавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Как следует из материалов дела, 05 июня 2012 года Корнева Н.В. постановлением главы администрации муниципального образования Гулькевичский район N702 принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Корнева Н.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления Гулькевичского наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд также обоснованно указал, что предоставление истцу жилого помещения не ниже установленных норм должно производиться с учетом очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, на основании следующего.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости предоставления Корневой Н.В. жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда необходимо изменить, исключив указание на обязанность Министерства финансов Краснодарского края предоставить Корневой надежде Владимировне жилое помещение по договору социального найма, на основании следующего.
Главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых в виде субвенций местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения является департамент семейной политики Краснодарского края.
Министерство финансов Краснодарского края, являясь финансовым органом Краснодарского края, осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 28 июня 2012 года N 746 "О министерстве финансов Краснодарского края", согласно которому, министерство - орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный обеспечивать составление и организацию исполнения краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 1.3. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 N 653 "Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма" функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края, а также ведут учет расходования субвенций и представляют в департамент семейной политики Краснодарского края отчет об их использовании.
Следовательно, Министерство финансов Краснодарского края не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 20 июля 2012 года подлежащим изменению.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 20 июля 2012 года изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Корневой надежде Владимировне жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Гулькевичский район за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках краевой целевой программы "Дети Кубани" и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.