Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Башинского Д.А.
по докладу судьи Диденко И.А.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
слушала в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по апелляционной жалобе директора Управления делами Президента Российской Федерации ФГБУ Объединенный санаторий " " данные изъяты "" Новикова В.Ю. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 14 августа 2012 года,
Заслушав доклад судьи Диденко И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района города Сочи, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГБУ Объединенный санаторий " " данные изъяты "" об обязании получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения санатория " " данные изъяты "".
В обосновании требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с администрацией Центрального района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры.
ООО "Санаторий " " данные изъяты "" осуществляет деятельность санаторно -курортного учреждения, расположенного по " адрес обезличен ", в Центральном районе г. Сочи.
Санаторий " " данные изъяты "", согласно договору аренды от " дата обезличена " N , свидетельства о государственной регистрации права от " дата обезличена " Серия , Серия - является федеральной собственностью, и находится в оперативном управлении ФГБУ Объединенный санаторий " " Ф.И.О. "1", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от " дата обезличена " Серия , Серия и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним.
По результатам проверки выявлено, что доступ в помещения ООО "Санаторий " " данные изъяты "", расположенного по " адрес обезличен " в г. " адрес обезличен " не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов.
Не соответствует доступности функциональных зон объекта для отдельный категорий инвалидов, пути движения на объект не соответствуют инвалидам по зрению, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата; зона оказания услуг не соответствует инвалидам колясочникам, инвалидам по слуху; санитарно-бытовые помещения не соответствует инвалидам колясочникам; Средства информации и телекоммуникации на объекте не соответствует инвалидам по зрению, инвалидам по слуху.
Названные обстоятельства подтверждаются паспортом доступности для инвалидов общественного здания от " дата обезличена ", составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
Бездействие ФГБУ ОС " " данные изъяты "" по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объекту инфраструктуры - санаторий "Родина", расположенному по " адрес обезличен ", г. " адрес обезличен " является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов- колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Неосуществление ФГБУ ОС " " данные изъяты "" действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
Просил суд обязать ФГБУ Объединенный санаторий " " данные изъяты "" (юридический адрес: г. " адрес обезличен ") получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения санатория " " данные изъяты "" расположенного по " адрес обезличен ".
Обжалуемым решением исковые требования прокурора Центрального района города Сочи, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал ФГБУ Объединенный санаторий "Сочи" расположенный в г. " адрес обезличен ", получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения санатория "Родина" расположенный по " адрес обезличен " " адрес обезличен "
С данным решением директор Управления делами Президента Российской Федерации ФГБУ Объединенный санаторий " " данные изъяты "" Новиков В.Ю. не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит суд решение отменить и вынести новое решение о прекращении производства по данному делу, так как данное дело подсудно арбитражному суду.
В обоснование апелляционной жалобы, в частности, директор Управления делами Президента Российской Федерации ФГБУ Объединенный санаторий " " данные изъяты "" Новиков В.Ю. указывает на то, что судом неверно определены обстоятельства, подлежащие установлению для правильного разрешения дела, неверно применен закон, в соответствии с которым надлежало разрешить заявленный спор.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО "Санаторий " " данные изъяты " по доверенности Щеглова М.Ю. просит апелляционную жалобу ФГБУ "Объединенный санаторий " " данные изъяты " удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое судебное решение: в исковых требованиях прокурору Центрального района города Сочи- отказать.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, выслушав мение прокурора Гребенюк О.Б., пояснения представителя ООО "Санаторий " " данные изъяты "" по доверенности Щеглову М.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 августа 2012 года не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из материалов следует, что доступ в помещения ООО "Санаторий " " данные изъяты "", расположенного по " адрес обезличен " " адрес обезличен " не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. Не соответствует доступности функциональных зон объекта для отдельный категорий инвалидов пути движения на объект не соответствуют инвалидам по зрению, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата; зона оказания услуг не соответствует инвалидам колясочникам, инвалидам по слуху; санитарно-бытовые помещения не соответствует инвалидам колясочникам; Средства информации и телекоммуникации на объекте не соответствует инвалидам по зрению, инвалидам по слуху.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом доступности для инвалидов общественного здания от " дата обезличена ", составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
Бездействие ФГБУ ОС " " данные изъяты "" по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объекту инфраструктуры - санаторий "Родина", расположенному по " адрес обезличен ", г. " Ф.И.О. "1 является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов- колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Неосуществление ФГБУ ОС " " данные изъяты "" действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. N 192, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Также аналогичные положения закреплены в п. 6.1 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 г. N192 (далее Положение)
Согласно п. 4 Положения к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНнП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. N73.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ N184 от 27.12.2000 года "О техническом регулировании" Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.
В соответствии со ст. ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04,2007 N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
Согласно ст.5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что следует признать заявленные требования прокурора Центрального района г. Сочи являются законными и обоснованными.
При чем, указанные требования с правовой точки зрения основаны на Федеральном Законе РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при чем данный Закон для города Сочи приобретает особую актуальность в связи с необходимостью проведения ХХП Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.
Также из материалов дела усматривается, что ООО "Санаторий " " данные изъяты "" осуществляет деятельность санаторно -курортного учреждения, расположенного по " адрес обезличен ", в " адрес обезличен " г. " адрес обезличен ".
Санаторий " " данные изъяты " согласно договору аренды от " дата обезличена " N , свидетельства о государственной регистрации права от " дата обезличена " Серия , Серия является федеральной собственностью, и находится в оперативном управлении ФГБУ Объединенный санаторий " " данные изъяты "", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от " дата обезличена " Серия , Серия и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств и правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что имеются оснований для удовлетворения требований прокурора Центрального района города Сочи, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Довод апелляционной жалобы о том, что данный спор подведомствен арбитражному суду, не соответствует нормам права. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что и было сделано прокурором Центрального района г.Сочи, который обратился в суд с защитой интересов инвалидов.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.
Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 августа 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Управления делами Президента Российской Федерации ФГБУ Объединенный санаторий " " данные изъяты "" Новикова В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.