Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Диденко И.А., Башинского Д.А.,
с участием прокурора Гребенюк О.Б.,
по докладу Башинского Д.А.,
при секретаре Бондаренко Д.И.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам директора МБОУ ДОД СДЮСШОР N9 по теннису им. Е.Кафельникова города Сочи Лукашина С.С. и представителя администрации МО города Сочи по доверенности Невдах Т.П. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в Центральный районный суд г.Сочи с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи, администрации г.Сочи об обязании создать условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов на теннисных кортах по " адрес обезличен ".
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей - инвалидов. При проведении указанной проверки установлено, что Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи (МБОУ ДОД СДЮШОР N 9) не созданы условия, обеспечивающие доступность теннисных кортов по " адрес обезличен ", для детей-инвалидов, в том числе, для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху. При проведении проверки выявлено, что на теннисных кортах образовательного учреждения по ул.Егорова 1, г.Сочи, высота или перепад порога и калитки на входе на территорию не соответствует установленным требованиям, отсутствуют указатели направления движения, входная группа не имеет навеса, лестница на трибуны не оборудована поручнями с двух сторон, не имеется рельефной тактильной полосы перед маршем вверху и внизу, контрастной окраски перед первой и последней ступенями, пандуса или подъемника, дублирующего лестницу; отсутствуют места для инвалидов; санитарно-гигиенические помещения не имеют знака доступности помещения для инвалидов, не оборудованы в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, выявлены и другие нарушения. Отсутствие свободного доступа детей-инвалидов к теннисным кортам образовательного учреждения по " адрес обезличен ", препятствует реализации их права на получение дополнительного образования, права на занятия физической культурой и спортом. На основании изложенного Прокурор Центрального района г.Сочи просил: обязать администрацию г. Сочи и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи, создать условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов на теннисных кортах по " адрес обезличен ".
Представитель Администрации г.Сочи по доверенности Невдах Т.П. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи в судебном заседании в лице директора Лукашина С.С. в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г.Сочи по доверенности Соколова М.А. в судебном заседании дала суду пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 26 июля 2012 года, суд удовлетворил заявленные требования заявителя.
С указанным решением суда директор МБОУ ДОД СДЮСШОР N9 по теннису им. Е.Кафельникова города Сочи Лукашин С.С. и представитель администрации МО города Сочи по доверенности Невдах Т.П. не согласились, и подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Гребенюк О.Б. просившую решение суда первой инстанции оставить без изменения, представителя МБОУ ДОД СДЮСШОР N9 по теннису им. Е.Кафельникова города Сочи Гречка А.А. просившего решение суда отменить, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов. При проведении указанной проверки установлено, что Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи (МБОУ ДОД СДЮШОР N. 9) не созданы условия, обеспечивающие доступность теннисных кортов по " адрес обезличен ", для детей-инвалидов, в том числе, для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху. МБОУ ДОД СДЮШОР N 9 осуществляет образовательную деятельность по программам физкультурно-спортивной направленности (теннис) на основании лицензии от 22.05.2009г.
Используемые для ведения образовательной деятельности теннисные корты по " адрес обезличен ", общей площадью " данные изъяты " предоставлены образовательному учреждению на праве оперативного управления (Свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2009г.) собственником - администрацией г.Сочи.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Аналогичные положения закреплены в п.6.1 ", п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. N 192. Основной принцип, который должен реализовываться при формирование среды жизнедеятельности с учетом инвалидов, максимально-возможная интеграция инвалидов во все сферы общества - труд, быт, образование, досуг, проживание, реабилитация.
К категории маломобильных граждан в соответствии с п. 1.1 указанного Положения относятся инвалиды всех категорий и другие граждане, вынужденные в силу устойчивого или временного недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства (трости, костыли, коляски и. т.д.), приспособления и собак-проводников; граждане с детьми, использующие детские коляски.
Согласно п. 4 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. N 192, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, административные здания и сооружения, объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения, физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха.
При проведении проверки выявлено, что на теннисных кортах образовательного учреждения по " адрес обезличен ", высота или перепад порога и калитки на входе на территорию не соответствует установленным требованиям, отсутствуют указатели направления движения, входная группа не имеет навеса, лестница на трибуны не оборудована поручнями с двух сторон, не имеется рельефной тактильной полосы перед маршем вверху и внизу, контрастной окраски перед первой и последней ступенями, пандуса или подъемника, дублирующего лестницу; отсутствуют места для инвалидов; санитарно-гигиенические помещения не имеют знака доступности помещения для инвалидов, не оборудованы в соответствии с установленными требованиями. Средств информации недостаточно: отсутствуют дублирование рельефными (тактильными) знаками информации о назначении помещений со стороны ручки двери речевые информаторы, световые табло для вывода оперативной информации. Что делает образовательное учреждение недоступным для инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению.
Изложенное подтверждается паспортом доступности для инвалидов СДЮШОР N 9 по теннису им. Е.Кафельникова от 08.06.2012г., составленным
должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие свободного доступа детей-инвалидов к теннисным кортам образовательного учреждения по " адрес обезличен ", препятствует реализации их права на получение дополнительного образования, права на занятия физической культурой и спортом.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, ст.ст. 2, 5, 12 Закона РФ от 10.07.1992г. N3266-1 "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233. ст.ст. 4, 10 Федерального закона 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина.
Целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочих, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения), обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта.
Необеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к месту осуществления образовательной деятельности по " адрес обезличен ", влечет за собой нарушение прав такой категории несовершеннолетних, число которых постоянно меняется, следовательно, оно нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Юридически значимые обстоятельства определены судом верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Нарушений норм материального и процессуального права районным судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы директора МБОУ ДОД СДЮСШОР N9 по теннису им. Е.Кафельникова города Сочи Лукашина С.С. и представителя администрации МО города Сочи по доверенности Невдах Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.