судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей: Василенко С.К., Козловской Е.В.
при секретаре Данилове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Волгограда по доверенности Костровой Р.В.
на решение Центрального районного суда Волгограда от 23 июля 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению обязательств удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, Департамента по жилищной политике по неисполнению требований п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года N "...", выразившееся в непринятии мер по установлению сроков расселения граждан из "адрес" в "адрес".
Обязать Администрацию Волгограда, Департамент по жилищной политике установить сроки расселения граждан из многоквартирного "адрес" в "адрес".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К., объяснения представителя Администрации Волгограда и Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда по доверенности Рыкову Т.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Дружинину И.А., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
заключением межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда N "..." от 04.05.2011года многоквартирный жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Волгограда N "..." от 12.09.2011года было утверждено заключение межведомственной комиссии "адрес" N "..." от 04.05.2011года и на Департамент по жилищной политике администрации Волгограда возложена обязанность по утверждению списка граждан, подлежащих расселению из многоквартирного жилого "адрес" в "адрес", установлению сроков и этапов их расселения.
Распоряжением Департамента по жилищной политике администрации Волгограда N "..." от 19.10.2011года во исполнение Постановления Администрации "адрес" N "..." от 12.09.2011года были утверждены только списки граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном жилом "адрес" в "адрес", а сроки расселения граждан в распоряжении не были определены.
Утверждая, что уклонение администрации Волгограда и Департамента по жилищной политике администрации Волгограда от установления конкретных сроков расселения жильцов многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" является незаконным, прокурор Волгограда, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия этих органов по неисполнению требований п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года N "..." и понуждении к выполнению обязательств установленных действующим законодательством.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель Администрации Волгограда обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения заявленных прокурором требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения оставил без обоснованной оценки то обстоятельство, что у прокурора не было правовых оснований для предъявления иска в защиту интересов жильцов многоквартирного жилого "адрес" в "адрес".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Из содержания ч.1 ст. 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года N "..." орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и о признании необходимости проведения восстановительно-ремонтных работ.
Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда N "..." от 04.05.2011года многоквартирный жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Волгограда N "..." от 12.09.2011года было утверждено заключение межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда N "..." от 04.05.2011года и на Департамент по жилищной политике администрации Волгограда возложена обязанность по утверждению списка граждан, подлежащих расселению из многоквартирного жилого "адрес" в "адрес", установлению сроков и этапов их расселения.
В тоже время, распоряжением Департамента по жилищной политике администрации Волгограда N "..." от 19.10.2011года вынесенным во исполнение Постановления Администрации г. Волгограда N "..." от 12.09.2011года были утверждены только списки граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном жилом доме "адрес", а сроки расселения граждан в распоряжении не были определены.
При таких данных, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент жилищной политики Администрации Волгограда без законных на то оснований уклонился от выполнения Постановления Администрации г. Волгограда N "..." от 12.09.2011года и требований п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года N "..." и вынес правильное решение об удовлетворении иска прокурора в части признания незаконным бездействия Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда по неисполнению требований п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года N "...", выразившееся в непринятии мер по установлению сроков расселения граждан из "адрес" в "адрес".
В тоже время судебная коллегия считает, что суд первой инстанции без достаточных на то оснований пришел к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о наличии бездействия со стороны Администрации Волгограда по заявленным прокурором основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Волгограда N "..." от 12.09.2011года в пределах полномочий предоставленных действующим законодательством было утверждено заключение межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда N "..." от 04.05.2011года и на Департамент по жилищной политике администрации Волгограда возложена обязанность по утверждению списка граждан, подлежащих расселению из многоквартирного жилого "адрес" в "адрес", установлению сроков и этапов их расселения.
В этой связи судебная коллегия считает, что с учетом приведенных норм материального права, и установленных судом обстоятельств, у суда отсутствовали правовые и фактические основания для вывода о наличии бездействия со стороны Администрации Волгограда и полагает необходимым требования прокурора Волгограда к Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия этого органа по неисполнению требований п.49 Положения оставить без удовлетворения.
Довод в жалобе, что у прокурора не было правовых оснований для предъявления иска, поскольку круг собственников и нанимателей аварийного жилого дома определен, не может быть принят во внимание.
Как видно из материалов дела, в аварийном жилом доме не лишены права проживать и иные лица, круг которых не может быть с определенностью установлен.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом положений ст. 45 ГПК РФ не обоснованна.
Довод в апелляционной жалобе о том, что переселение граждан из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" предусматривается в настоящее время в рамках проекта подпрограммы "Переселение граждан, проживающих в г. Волгограде, из аварийного жилья" долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2012-2015г., не является основанием для отмены всего решения суда первой инстанции, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении спора.
Довод жалобы о том, что граждане проживающие в многоквартирном жилом "адрес" в "адрес" избрали иной способ защиты своих жилищных прав и решением Центрального районного суда г. Волгограда от 18.06.2012года были удовлетворены их требования к Администрации о предоставлении жилых помещений, не может служить оснований к отмене судебного постановления, поскольку это обстоятельство правового значения при разрешении заявленных прокурором требований не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда Волгограда от 23 июля 2012 года отменить в части признания незаконным бездействия со стороны Администрации Волгограда по неисполнению требований п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года N "...", выразившееся в непринятии мер по установлению сроков расселения граждан из "адрес" в "адрес" и в этой части постановить новое решение, которым исковые требования прокурора г. Волгограда к Администрации Волгограда о признания незаконным бездействия со стороны Администрации Волгограда по неисполнению требований п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года N "...", выразившееся в непринятии мер по установлению сроков расселения граждан из "адрес" в "адрес" оставить без удовлетворения. В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Волгограда по доверенности Костровой Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.