судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Алябьева Д.Н., Самойловой Н.Г.
при секретаре Ворониной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов
по апелляционной жалобе администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Возложить на администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области обязанность создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в Муниципальное казенное образовательное учреждение "......." Светлоярского муниципального района Волгоградской области, а именно: нанести тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав пояснения прокурора Мещеряковой Л.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суд
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Светлоярского района Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой "адрес" проведена проверка деятельности муниципального казенного образовательного учреждения " "......."" Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - МКОУ " "......."") в части исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области является учредителем МКОУ " "......."", в котором не предусмотрены условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Так, у входа в здание школы отсутствуют тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю.
Просил суд обязать администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в МКОУ " "......."", а именно: нанести тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание МКОУ " "......."".
Как подтверждается материалами и установлено судом первой инстанции, администрация Светлоярского муниципального района является учредителем МКОУ " "......."". В здании школы не предусмотрены условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа в МКОУ " "......."", в связи с тем, что у входа в здание школы отсутствует тактильные средства информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю, что нарушает права инвалидов.
Кроме того, в суде первой инстанции представитель ответчика признал иск, суд принял это признание и разъяснил представителю ответчика последствия признания иска.
Согласно части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, суд первой инстанции постановил правильное решение об удовлетворении исковых требований прокурора Светлоярского района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нанесение тактильных средств информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю в МКОУ " "......." в установленный судом срок не представляется возможным ввиду того, что Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не установлен срок для исполнения обязанностей публичного органа, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку действующее законодательство, предусматривающее обязанность органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, не связывает исполнение данной обязанности со сроками, установленными органами местного самоуправления в целевых программах, в то время как отсутствие тактильных средств информации с цифрами, буквами по Брайлю существенно нарушает права и интересы инвалидов, направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Иных правовых доводов, направленных на отмену или изменение решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.