судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей Волковой И.А., Тертышной В.В.,
при секретаре Слета К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело,
по иску Е. к ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 40491-Е о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Калуженского С.В.
на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 08 июня 2012 года, которым постановлено:
Иск Е. о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата, взыскании денежных средств - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обеспечить выдачу государственного жилищного сертификата на имя Е. в течении 2-х месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Е. судебные расходы в размере ".......".
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения заинтересованного лица Е., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Е. обратился в суд с иском к ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 40491-Е о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата и взыскании денежных средств, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ему, как военнослужащему, на состав семьи из четырёх человек решением командования войсками Северо-Кавказского военного округа была предоставлена трёхкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с признанием его негодным к военной службе, при этом на момент увольнения его календарная выслуга составила 26 лет 08 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учёт получателей государственных жилищных сертификатов по войсковой части 21385-А с избранным местом жительства в Московскую область.
Согласно приложения к списку граждан получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году по в/ч 21385-А ФГУ "Вторая Волгоградская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации, он являлся участником подпрограммы, как лицо, подлежащее переселению из закрытого военного городка по избранному месту жительства в Московскую область.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. N "..." Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации жителям военного городка "адрес" - участникам федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы было направлено письмо, из которого следует, что Распоряжением Правительства Российской Федерации N "..."-Р от ДД.ММ.ГГГГ, военный городок "адрес" был исключён из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Считал, что нарушены его жилищные права, поскольку при увольнении с военной службы в 1996 году, имея на момент увольнения выслугу 26 лет 08 месяцев, жильём он обеспечен не был, до настоящего времени государственный жилищный сертификат ему не выдан. Проживая в "адрес", где отсутствует возможность найти работу, члены его семьи вынуждены искать работу за пределами "адрес", где снимают жильё, тем самым несут дополнительные расходы.
С учётом уточнённых требований просил обязать ответчиков, за исключением в/ч 40491-Е, обеспечить выдачу ему жилищного сертификата в течении двух месяцев с момента принятия решения, а также взыскать в его пользу судебные расходы.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Калуженский С.В. оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, чем нарушены требования статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), а именно требования законности и обоснованности.
В соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно статье 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N "..." от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом первой инстанции решение названным требованиям не соответствует.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ДД.ММ.ГГГГ по ордеру N "..." Е. получил трёхкомнатную квартиру по адресу: "адрес" на состав семьи из четырёх человек: Е., его супруга Е., сыновья: Е., Е.
ДД.ММ.ГГГГ Е. был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в запас по состоянию здоровья, и состоял в списке на получение жилья в Московской области.
В настоящее время, истец является военным пенсионером, прослужив в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации 26 лет 08 месяцев.
Право на приватизацию семья Е. не использовала, денежных средств на приобретение жилья от Министерства обороны Российской Федерации не получала.
ДД.ММ.ГГГГ Е. обратился с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, а также дал обязательство, после его получения, в течении 2 месяцев, сдать занимаемое жилое помещение.
Согласно приложению к списку граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2007, 2009, 2010, 2011 годы Е. является участником подпрограммы, как лицо, подлежащее переселению из закрытого военного городка по избранному месту жительства в Московскую область, при этом в указанном списке он числился по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ за исходящим N "..." Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации жителям военного городка "адрес" - участникам федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы было направлено письмо, из которого следует, что Распоряжением Правительства Российской Федерации N "..."-Р от ДД.ММ.ГГГГ, военный городок "адрес" был исключён из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, Е. не относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, и права на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации не имеет.
В данном письме содержится разъяснение истцу, что он может приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования Е., суд первой инстанции указал, что поскольку гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права истца Е. были существенно нарушены, с 1996 года при увольнении в запас по возрасту, имея срок службы 26 лет, он не был обеспечен жильём, с 2005 года состоит в очереди на получение Государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени сертификат ему не выдан, то его исковые требования о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата, в том числе и требования о возмещении судебных расходов подлежат удовлетворению.
Между тем, с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон о статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 (действовавшей в период с 1998 года по 2005 год, в том числе в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" (далее по тексту - ФЦП "Жилище") на 2002-2010 годы, в состав которой была включена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675), граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имели право на получение безвозмездных субсидий за счёт средств федерального бюджета в целях приобретения жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 в ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", согласно разделу II аналогичным образом предусматривалось право на получение социальных выплат за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.
Подпунктом "б" пункта 5 данных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень посёлков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Кроме того, пунктом 2 указанного постановления Правительства РФ определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 Правилами.
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р закрытые военные городки N "..." "адрес" включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации".
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 1470-р в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми закрытые военные городки N "..." "адрес" исключены из данного Перечня, а, следовательно, утратили статус закрытых военных городков.
Исходя из положений статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, ФЦП "Жилище" на 2011-2015 года, пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, основанием, дающим право истцу на получение государственного жилищного сертификата по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие обязательного, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Правил, условия.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населённых пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населённых пунктов.
При этом наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.
С момента утраты военным городком N "..." "адрес"ёвского района статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у Е. имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения.
Истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему и членам его семьи мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", а, следовательно, подлежал исключению из состава участников ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы по данной категорииом ты ский закрытого военного городка N "..." п. ирующем порядок и.
В отсутствии правовых оснований для отселения Е. и членов его семьи из военного городка N "..." "адрес" не имеет значения дата его обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, длительность участия в программе, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, для получения государственного жилищного сертификата должно иметь место и на момент реализации такого права.
Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения государственным жилищным сертификатом граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Е. в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 8 июня 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу и взыскании судебных расходов - отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
"......."
"......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.