Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Жабиной Н.А., Манаенковой Е.Н.
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству обороны РФ, Призывной комиссии Волгоградской области, Призывной комиссии городского округа город Михайловка и Михайловского района, администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области в лице и.о.главы ФИО,
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 14 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО к Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству обороны РФ, Призывной комиссии Волгоградской области, Призывной комиссии городского округа город Михайловка и Михайловского района, администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области в пользу ФИО в счет возмещения компенсации морального вреда "......." копеек.
В удовлетворении остальной части требований ФИО к администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда в размере "......." копеек - отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО к Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству обороны РФ, Призывной комиссии Волгоградской области, Призывной комиссии городского округа город Михайловка и Михайловского района о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Военному комиссариату Волгоградской области и Министерству обороны РФ о взыскании компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Михайловского района при Отделе военного комиссариата Волгоградской области по г.Михайловка, Михайловскому и Кумылженскому районам Волгоградской области он был призван в Вооруженные силы РФ и ДД.ММ.ГГГГ из военного комиссариата Волгоградской области убыл для прохождения военной службы.
В мае 2011 года при освидетельствовании в военном комиссариате он предъявлял жалобы на плохое зрение с детского возраста и наличие диагноза "врожденная заднеполярная катаракта", а также жалобы на давление, боли в сердце, желудке, позвоночнике. Тем не менее, он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, а поданная им жалоба в Волгоградскую призывную комиссию была оставлена без удовлетворения. При этом, его медицинское обследование проводилось формально и необъективно. Срочную службу он проходил в войсковой части 32383 ( "адрес").
В период службы, в августе 2011 года он был госпитализирован в Волгоградский гарнизонный военный госпиталь, где в ходе обследования и лечения ему было диагностировано заболевание: " "......."". Кроме этого, был выявлен также ряд заболеваний, имеющихся у него до призыва: " "......."". По результатам госпитального обследования, он был освидетельствован военно-врачебной комиссией и ее заключением от ДД.ММ.ГГГГ на основании диагноза " "......."" был признан по категории годности "В" - ограниченно годным к военной службе и приказом командира войсковой части 32383 от ДД.ММ.ГГГГ N "..." был досрочно уволен в запас по болезни.
Согласно данному заключению в отношении его диагноза причинная связь определена как "общее заболевание", то есть в соответствии с п.п. "д" п.41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года N123, данное заболевание имелось у него до призыва, с которым он подлежал освобождению от призыва на военную службу.
Таким образом, считает, что его призыв на военную службы был осуществлен незаконно, в связи с чем, ему были причинены тяжелые физические и глубокие нравственные страдания, так как, находясь в армии, он переболел рядом заболеваний, на него неправомерно была возложена обязанность нести военную службу, испытывать ее тяготы и лишения.
В связи с чем, просил взыскать с Министерства обороны РФ в счет возмещения ему морального вреда, причиненного в результате необоснованного призыва, компенсацию в размере "......." руб.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Призывная комиссия Волгоградской области, Призывная комиссии городского округа город Михайловка и Михайловского района, администрация Михайловского муниципального района Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Михайловского района Волгоградской области в лице представителя ФИО оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить, постановив по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя ФИО по доверенности ФИО, представителей Военного комиссариата Волгоградской области и Министерства обороны РФ по доверенностям ФИО, ФИО, возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО, который являлся лицом, подлежащим призыву на военную службу, в мае 2011 года при медицинском освидетельствовании в военном комиссариате была определена категория годности к военной службе - Б-3, то есть он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, несмотря на наличие у ФИО с детского возраста заболевания " "......."".
Указанное заболевание в соответствии с п.п. "д" п.41 Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2003 года (в редакции от 23.12.2011 года) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" классифицируется как "общее заболевание" и в силу положений статьи 23 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" давало основания для признания ФИО ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, что влечет за собой освобождение от призыва на военную службу.
Однако несмотря на имеющееся у истца вышеуказанное заболевание, в результате формально и необъективно проведенного медицинского освидетельствования, ФИО был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и 23 июня 2011 года решением призывной комиссии Михайловского района г.Волгограда при Отделе военного комиссариата Волгоградской области по г.Михайловка, Михайловскому и Кумылженским районам Волгоградской области он был призван в Вооруженные силы РФ и 05 июля 2011 года из военного комиссариата Волгоградской области убыл для прохождения военной службы.
В период службы в августе 2011 года ФИО был госпитализирован в Волгоградский гарнизонный военный госпиталь, где в ходе обследования и лечения ему было диагностировано заболевание: " "......."". Кроме этого, был выявлен также ряд заболеваний, имеющихся у него до призыва: " "......."".
По результатам госпитального обследования ФИО был освидетельствован военно-врачебной комиссией и ее заключением от ДД.ММ.ГГГГ на основании диагноза " "......."" был признан по категории годности "В" - ограниченно годным к военной службе.
Приказом командира войсковой части 32383 от ДД.ММ.ГГГГ N "..." ФИО был досрочно уволен в запас по болезни. Согласно данному заключению в отношении его диагноза причинная связь определена как "общее заболевание".
В соответствии со статьей 23 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
При таких данных, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО в связи с имеющимся у него до призыва на военную службу заболеванием, причинная связь которого была определена как "общее заболевание", подлежал освобождению от военной службы, в связи с чем, призыв его на военную службу произведен незаконно.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая ответственность по компенсации морального вреда в размере "......." рублей в пользу ФИО на администрацию Михайловского муниципального района Волгоградской области, суд первой инстанции исходил из того, что моральный вред истцу причинен именно в результате необоснованного призыва на военную службу, осуществленного призывной комиссией городского округа город Михайловка и Михайловского района, созданной при администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области.
Однако вывод суда о возложении обязанности по компенсации морального вреда на администрацию Михайловского муниципального района Волгоградской области является неверным, по следующим основаниям.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя (ч. 1 ст. 150 ГК РФ).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п.п. д пункта 41 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 года N 123 (в редакции от 23.12.2011 ) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" "Общим заболеванием" признается если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого до его призыва на военную службу (военные сборы), поступления на военную службу по контракту, на службу в органы и в период военной службы (военных сборов), службы по контракту, службы в органах не достигло степени, которая изменяет категорию годности освидетельствуемого к военной службе, службе в органах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, от 19.01.2010 N 12, от 17.12.2010 N 1045) компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 вышеуказанного Постановления компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные: с подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций (кроме федеральных учреждений); с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов или при поступлении на военную службу по контракту (за исключением лиц, указанных в подпункте 3 настоящего пункта), к месту проведения указанных мероприятий и обратно, с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения); с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата; с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае: подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций и по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы; прохождения военных сборов; вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов; с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов).
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Признавая нарушение нематериальных прав истца, суд правильно исходил из того, что в результате ненадлежащего обследования ФИО медицинской комиссией, он призван на военную службу, тогда как наличие имеющегося у него заболевания являлось основанием для освобождения от призыва на военную службу.
С указанным выводом суда первой инстанции о нарушении нематериальных благ ФИО незаконным призывом в армию судебная коллегия соглашается и полагает его законным.
При этом суд не учел положения вышеприведенных норм права, тех обстоятельств, что призывная комиссия не является юридическим лицом, органом государственной власти или органом местного самоуправления, создается в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города Федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации и осуществляет призыв на военную службу, принимает соответствующие решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (статья 26 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и воинской службе" и п.3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).
Призывная комиссия городского округа город Михайловка и Михайловского района, в силу Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" выполняет задачи, определенные этим законом, в части осуществления призыва на военную службу.
Призыв на военную службу является одной из форм осуществления воинской обязанности гражданами Российской Федерации; все расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с решением вопросов о призыве, возмещаются за счет средств федерального бюджета, что установлено Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией ФЗ " О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N 704.
Сам по себе факт создания призывной комиссии администрацией Михайловского муниципального района Волгоградской области не влечет ответственности администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области за действия (бездействие) призывной комиссии.
Поэтому надлежащим ответчиком в настоящем споре будет являться соответствующий финансовый орган, выступающий от имени казны РФ.
Однако поскольку исковые требования были заявлены истцом к ненадлежащему ответчику, к финансовому органу, выступающему от имени казны РФ, истцом исковые требования предъявлены не были, то в связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене, с постановлением по делу нового решения об отказе ФИО в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству обороны РФ, Призывной комиссии Волгоградской области, Призывной комиссии городского округа город Михайловка и Михайловского района, администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда в размере "......." рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым ФИО в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству обороны РФ, Призывной комиссии Волгоградской области, Призывной комиссии городского округа город Михайловка и Михайловского района, администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда в размере "......." рублей - отказать.
Председательствующий: Подпись
Судьи: Подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского
областного суда Н.А. Жабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.