Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.,
судей Жабиной Н.А., Козловской Е.В.
при секретаре Емельяновой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к СОАО " "......."" о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным,
по апелляционной жалобе СОАО " "......."" в лице представителя ФИО
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 15 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО к Страховому открытому акционерному обществу " "......."" о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным - удовлетворить.
Признать отказ СОАО " "......."" в назначении и выплате ФИО единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" за досрочное увольнение из рядов Вооруженных Сил РФ - незаконным.
Признать за ФИО право на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" за досрочное увольнение из рядов Вооруженных Сил РФ, в связи с признанием его негодным к военной службе.
Обязать СОАО " "......."" назначить и выплатить ФИО единовременное пособие, предусмотренное п. 3 ст. 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, как военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов.
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к СОАО " "......."" о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным.
Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по контракту, с начала во Внутренних войсках МВД СССР, а затем в Министерстве Обороны РФ. Последнее место его службы был военный комиссариат Волгоградской области, на должности начальника административно-хозяйственного отдела.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Северо-Кавказского региона и принимал фактическое участие в боевых действиях.
Во время выполнения служебно-боевой задачи ДД.ММ.ГГГГ он получил закрытую минно-взрывную черепно-мозговую травму.
Согласно заключению ВВК при ФГУ " "......."" вследствие военной травмы ДД.ММ.ГГГГ он признан негодным к военной службе, а затем уволен с военной службы.
На основании заключения ВВК и по результатам экспертизы, проведенной МСЭК, в декабре 2007 года он был признан инвалидом 2 группы, причина инвалидности "Военная травма". ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена инвалидность бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министра Обороны он был уволен досрочно по состоянию здоровья из рядов Вооруженных Сил РФ.
После его увольнения, военным комиссариатом Дзержинского и Центрального районов г. Волгограда в отношении него были оформлены документы в Военно-страховую компанию для выплаты ему единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", за досрочное увольнение из рядов Вооруженных Сил РФ, в связи с признанием его "Д" негодным к военном службе.
Однако ответчик отказал ему в выплате единовременного пособия, ввиду отсутствия у него права на его получение.
С данным отказом не согласен, в связи с чем, просил признать отказ СОАО " "......."" в назначении и выплате ему единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" за досрочное увольнение из рядов Вооруженных Сил РФ незаконным, признать за ним право на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" за досрочное увольнение из рядов Вооруженных Сил РФ, в связи с признанием его "Д" негодным к военной службе, обязать СОАО " "......."" назначить и выплатить ему единовременное пособие, предусмотренное п. 3 ст. 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, как военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе СОАО " "......."" в лице представителя ФИО оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, постановив по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя ФИО по доверенности ФИО, возражавшую против доводов жалобы, представителя Военного комиссариата Волгоградской области по доверенности ФИО, при рассмотрении жалобы полагавшейся на усмотрение суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, не имеется.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" ( в редакции ФЗ от 04.12.2006 года N 203-ФЗ, от 21.04.11 года N 74-ФЗ) при досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при применении пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" надлежит учитывать, что обязательным условием для выплаты военнослужащему единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания (минимальных месячных окладов) является наличие причинной связи между полученным этим лицом увечьем или заболеванием, повлекшим его досрочное увольнение с военной службы, и исполнением им служебных обязанностей, перечисленных в части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Действие пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" распространяется на военнослужащих, которые из-за повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей, признаны негодными к военной службе и досрочно уволены на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между гибелью (смертью), увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно-врачебной комиссии, а в необходимых случаях и заключения соответствующих экспертов.
Согласно пункту 10 Приказа Минобороны РФ от 02 февраля 1999 года N 55 "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей" право на получение единовременного пособия, установленного пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приобретают военнослужащие при определении причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы в формулировках "Военная травма" или "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Указанная причинная связь и категория годности военнослужащих к военной службе определяются военно-врачебными комиссиями.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года "О противодействии терроризму", в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством РФ. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.
Таким образом, пунктами 3 и 4 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлены совпадающие основания для выплаты однородный по своей сути (имеющие целью возмещения вреда здоровью в случае причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии) единовременных пособий.
При этом, как предусмотрено пунктом 6 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" при одновременно возникновении в соответствии с законодательством РФ нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
В связи с этим, военнослужащим, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и на основании пунктом 3 и 4 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО проходил службу по контракту, первоначально во Внутренних войсках МВД СССР, а затем в Министерстве Обороны РФ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО как военнослужащий выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Северо-Кавказского региона и принимал фактическое участие в боевых действиях.
В ходе проведения служебно-боевой задачи ДД.ММ.ГГГГ ФИО получил закрытую минно-взрывную черепно-мозговую травму.
Вследствие военной травмы согласно заключению ВВК при ФГУ " "......."" ДД.ММ.ГГГГ ФИО был признан негодным к военной службе.
На основании вышеуказанного заключения ФИО установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Приказом Командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО был уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья.
В связи с заболеванием, полученным ФИО в период военной службы, военным комиссариатом Дзержинского и Центрального районов в Военно-страховую компанию были направлены документы для получения единовременного пособия на подполковника ФИО
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим N "..." СОАО " "......."" отказала в выплате единовременного пособия ФИО, в связи с тем, что на него не распространяются действия положений пункта 3 статьи 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", поскольку ФИО признан негодным к военной службе с причинной связью "Заболевание получено в период военной службы".
Учитывая изложенное и принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку ФИО был признан негодным к военной службе и уволен по состоянию здоровья в период действия соглашения, заключенного с СОАО " "......."", то он имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного п.3 ст.18 ФЗ "О статусе военнослужащих".
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, по следующим основаниям.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, предусмотрен п.1 ст.37 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе".
Из содержания формулировки "заболевание получено в период военной службы" усматривается, что при установлении причинной связи между увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием и негодностью военнослужащего к военной службе, произошедшей при исполнении им обязанностей военной службы, военнослужащий не лишается права на получение единовременного пособия.
Поскольку судом первой инстанции было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ ФИО непрерывно проходил службу по контракту, первоначально во Внутренних войсках МВД СССР, а затем в Министерстве Обороны РФ, участвовал в военных действиях в зоне Осетино - Ингушского конфликта, в связи с полученной военной травмой по состоянию здоровья был признан негодным и досрочно уволен, то суд пришел к обоснованному выводу о наличии причинной связи между полученным ФИО увечьем и его дальнейшей непригодностью к военной службе, поскольку травма была получена ФИО непосредственно в период военной службы, в связи с чем, у суда имелись достаточные основания, для признания за ФИО права на получение единовременного пособия, предусмотренного п.3 чт.18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих".
Кроме того, как установлено судом и не опровергается материалами дела, ФИО свое право на получение пособия, предусмотренного ст. 21 ФЗ от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", не реализовал, следовательно, за ним сохраняется право на получение единовременного пособия, определенного ФЗ "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах, установив факт наличия заболевания полученного в период военной службы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО о выплате ему единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 18 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 15 июня 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу СОАО " "......."" в лице представителя ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.