Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Мун Г.И.
судей Козловской Е.В., Манаенковой Е.Н.
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТУ "Росимущество", апелляционной жалобе Р. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 июля 2012 года, которым удовлетворено частично исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России", Р. в лице Волгоградского филиала и ТУ "Росимущество" о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов. На ТУ "Росимущество", Р. в лице Волгоградского филиала возложена обязанность оборудовать вход в помещение здания расположенного по адресу "адрес" устройством для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно: оборудовать вход в здание пандусом. В остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловской Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной почтовой связи Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России", Р. в лице Волгоградского филиала, ТУ Росимущества в Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства.
В обоснование иска указав, что в ходе проведения проверки исполнения требований Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" проведенной совместно с ГУ ЦСЗН по Нехаевскому району установлено, что здание Управления Федеральной почтовой связи Волгоградской области, расположенное в ст. "адрес", общей площадью "......." принадлежащего "......." не приспособлено для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения. Вход в помещение не оборудован пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, в связи с чем просил обязать ответчиков обеспечить исполнение требований ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно - оборудовать вход здания Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России", расположенного в ст. "адрес" пандусом и поручнями в соответствии с установленными нормативами для беспрепятственного доступа инвалидов.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ТУ "Росимущество", Р.оспаривают законность и обоснованность решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм процессуального права, просит его отменить.
Ответчик ТУ "Росимущество" надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствии.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Р. - С., поддержавшейдоводы апелляционной жалобы, представителя УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России" - К. и прокурора Маминой Н.Л., возражавших против доводов апелляционных жалоб,судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 N757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области", финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
В силу ст.3 Закона Волгоградской области N757-ОД от 21.11.2002 г. "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области" к объектам подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся, в том числе здания и сооружения связи и информации.
В соответствии со ст.4 указанного Закона объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться, в том числе пандусами и поручнями при входе в здания.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 г. N73, который Постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Пункты 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.
Судом установлено, что здание, расположенное по адресу: "адрес", являющееся федеральной собственностью, закреплено за Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственном регистрации права.
Часть указанного нежилого помещения, общей площадью "......." принадлежит на праве собственности открытому акционерному обществу "Ростелеком".
В ходе проведения прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области проверки исполнения требований ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что при входе в здание почтовой связи расположенное по адресу: "адрес" отсутствуют пандус, поручни, что затрудняет беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к данномуобъекту социальной инфраструктуры. При этом на территории указанного района зарегистрировано и проживает 1173 человека имеющих статус инвалида.
Согласно частями 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия связи отнесены исключительно к федеральной собственности.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
При таких данных, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,учитывая, что Территориальным органом в Волгоградской области, осуществляющим функции собственника Федерального имущества, является Территориальное Управление Росимущества в Волгоградской области, и оно должно осуществлять обязанности по содержанию федерального имущества, при этом частью здания расположенного по адресу: "адрес", владеет на праве собственности Р., суд принял правильное решение об обязании данных учреждений оборудовать вход в помещение почтового отделения, расположенного по вышеприведенному адресу, пандусом.
При этом суд первой инстанции обоснованно отказал удовлетворении исковых требований прокурора к Управлению Федеральной почтовой связи Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России", поскольку доказательств того, что УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России" является самостоятельным юридическим лицом, обладающим соответствующей правоспособностью необходимой для того, что быть ответчиком по делу, не представлено.
Также законно и обоснованно отказано в удовлетворении требований, предъявленных к ФГУП "Почта России", поскольку она является федеральным государственным унитарным предприятием, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, не является собственником помещения расположенного по адресу "адрес" не наделен полномочиями собственника установленными ст.209 ГК РФ.
Учитывая, что в судебное заседание были представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие наличие поручней у здания почты в ст. Нехаевской судебная коллегия соглашается с отказом суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований прокурора в части понуждения ответчиков обеспечить вход в здание поручнями.
Доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Волгоградской области о том, что указанное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, по существу сводятся к переоценке доказательств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка. Надлежащие основания для их переоценки суду апелляционной инстанции не представлены.
Оспаривая постановление суда первой инстанции Р. ссылается на неверное применение судом Федеральных законов "О связи", "О социальной защите инвалидов в РФ", а также закона Волгоградской области "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов", указанные доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неверном толковании и понимание указанных законов в системе норм материального права РФ.
Доводы Р. о том, что акт прокурорской проверки является ненадлежащим доказательством по делу, не является основанием для отмены состоявшегося решения суда, т.к. указанный акт в числе других доказательств по делу был надлежащим образом исследован судом первой инстанции в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ и признан относимым и допустимым доказательством по делу. Судебная коллегия соглашается с такой оценкой. Основания для переоценки вышеприведенного доказательства у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлечь вынесение незаконного решения, в том числе, и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ТУ "Росимущество", Р. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.