судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Г.М.
судей Булатовой Е.Е., Веркошанской Т.А.
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Маминой Н.Л.
при секретаре Павловой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Волгограда в защиту прав и интересов инвалидов и других маломобильных групп населения к ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "...", Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации города Волгограда о возложении обязанности проведения работ для обеспечения жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней администрации города Волгограда,
на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 30 июля 2012 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Булатовой Е.Е., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Волгограда обратился в суд в защиту прав и интересов инвалидов и других маломобильных групп населения к ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "...", Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации города Волгограда о возложении обязанности проведения работ для обеспечения жизнедеятельности инвалидов, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в части обеспечения и создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, было установлено, что на объекте - ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, расположенном по адресу "адрес", на автостоянке для посетителей объекта не предусмотрены места для спецавтотранспорта инвалидов; крыльцо здания не оборудовано противоскользящим покрытием, рельефной тактильной полосой перед маршем вверху и внизу, шириной - 80 см, а также отсутствует контрастная окраска первой и последней ступеней лестницы и поручни с одной стороны с горизонтальным завершением вверху и нетравмирующим окончанием внизу; здание учреждение не оборудовано наружным и переносным пандусами; пути движения на объекте также не соответствуют установленным нормам; внутренняя лестница не оборудована рельефной тактильной полосой перед маршем вверху и внизу, контрастной окраской первой и последней ступеней лестницы и поручнями с одной стороны с горизонтальным завершением вверху и нетравмирующим окончанием внизу; пути движения на объекте не оборудованы пассажирским лифтом в зоне оказания услуг, внутренним и наружным пандусами, подъемниками для инвалидов; сантехнические узлы для инвалидов-колясочников не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"; средства информации и телекоммуникации на объекте не оборудованы средствами информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "..." в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "...", расположенное по адресу "адрес" в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований "Федеральное медико-биологическое агентство России".
Определением Кировского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в пределах доводов жалобы, выслушав представителя администрации Волгограда по доверенности К., поддержавшую доводы жалобы, прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области М., возражавшую относительно доводов жалобы и считавшей необходимым решение отменить в части удовлетворения исковых требований к ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, поскольку собственником здания является администрация Волгограда, в остальной части решение суда оставить без изменения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст. 2 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 N 757-ОД (ред. от 10.02.2009) "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области" отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, регулируются законодательством Российской Федерации и Волгоградской области в соответствии с требованиями строительных норм и правил, рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии со ст.4 указанного Закона объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться, в том числе, санитарно-гигиеническими помещениями; визуальной и звуковой информацией; пандусами и поручнями при входах в здания, специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 г. N73, который Постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кировского района г. Волгограда совместно с ГКУ "ЦСЗН" по Кировскому району г. Волгограда, установлено нарушение требований законодательства на объекте - здание ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "...", расположенного по адресу: "адрес", а именно отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, данные обстоятельства подтверждаются паспортом обследования
Так, в ходе проверки было установлено, что на автостоянке для посетителей объекта не предусмотрены места для спецавтотранспорта инвалидов; крыльцо здания не оборудовано противоскользящим покрытием, рельефной тактильной полосой перед маршем вверху и внизу, шириной - 80 см, а также отсутствует контрастная окраска первой и последней ступеней лестницы и поручни с одной стороны с горизонтальным завершением вверху и нетравмирующим окончанием внизу; здание учреждение не оборудовано наружным и переносным пандусами; пути движения на объекте также не соответствуют установленным нормам; внутренняя лестница не оборудована рельефной тактильной полосой перед маршем вверху и внизу, контрастной окраской первой и последней ступеней лестницы и поручнями с одной стороны с горизонтальным завершением вверху и нетравмирующим окончанием внизу; пути движения на объекте не оборудованы пассажирским лифтом в зоне оказания услуг, внутренним и наружным пандусами, подъемниками для инвалидов; сантехнические узлы для инвалидов-колясочников не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"; средства информации и телекоммуникации на объекте не оборудованы средствами информации о предоставлении услуг с цифрами, буквами по Брайлю.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде и не оспаривались ответчиками в судебном заседании.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что доступ граждан, относящихся к категории маломобильных, в здание ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "...", расположенного по адресу: "адрес", затруднен, что влечет нарушение их прав по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
При указанных обстоятельствах, установив, что в нарушении действующего законодательства, а именно, Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Волгоградской области от 21.11.2002 N 757-ОД (ред. от 10.02.2009 г.) "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области", а также требований СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" на спорном объекте отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, суд пришел к верному выводу об обоснованности требований прокурора Кировского района.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности по организации мероприятий по приведению помещения ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области бюро N "..." в соответствие с нормами действующего законодательства на ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 N757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области", финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Как установлено судом помещение, расположенное в доме "адрес" является муниципальной собственностью, переданной на основании договора аренды N "..." от ДД.ММ.ГГГГ в пользование Федеральному государственному учреждению "ГБ МСЭ по Волгоградской области".
На основании ч.2 ст.125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п.1 ч.2 ст.39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда обладает администрация Волгограда.
При таком положении, администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в то время, как предусмотренные законом основания для возложения обязанности по приведению помещения ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "..." в соответствие с нормами действующего законодательства на ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, отсутствуют, в связи с чем решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит в данной части отмене.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия полагает необходимым постановить в отмененной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Волгограда к ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, а потому подлежит в данной части оставлению без изменения.
Разрешая спор в части возложения обязанности по приведению помещения ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, бюро N "..." в соответствие с нормами действующего законодательства на Администрацию Волгограда суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил в данной части решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность содержать имущество - здания и производить в нем указанные работы возложена на арендатора, в данном случае, ФКУ ГБ МСЭ по Волгоградской области, судебной коллегией отклоняются, поскольку такая обязанность арендатора не предусмотрена договором аренды, а работы, которые необходимо произвести для беспрепятственного доступа граждан, относящихся к категории маломобильных к спорному объекту к текущим видам работ не относятся.
Довод апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части решения неправильно указан номер объекта, не может служить основанием для отмены законного решения, поскольку неправильное указание номера дома в резолютивной части решения является опиской, которая может быть исправлена в порядке ст. 200 ГПК РФ, и не влияет на правильность выводов суда в отношении спорного объекта.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции ответчика, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Волгограда от 30 июля 2012 года отменить в части удовлетворения требований о возложении в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу на Федеральное государственное учреждение "ГБ МСЭ по Волгоградской области" обязанности проведения работ для обеспечения жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Постановить в указанной части новое решение, которым в иске прокурору Кировского района к Федеральному государственное учреждение "ГБ МСЭ по Волгоградской области" о возложении обязанности проведения работ для обеспечения жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения - отказать.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Волгограда от 30 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней Администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Копия верна:
Судья Волгоградского Е.Е. Булатова
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.