судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.
судей Алябьева Д.Н., Самойловой Н.Г.
при секретаре Алексеевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. и Т. к УПФР в Октябрьском районе Волгоградской области о признании права на повышение размера пенсии, взыскании задолженности по выплате пенсии, обязании выплачивать пенсию с учетом повышения
по апелляционной жалобе С., Т. на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 июля 2012 года, которым постановлено:
исковое заявление С. и Т. к УПФР в Октябрьском районе Волгоградской области о признании за С. и Т. права на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1, о взыскании с УПФР в Октябрьском районе Волгоградской области в пользу С. и Т. задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца, обязании УПФ РФ в Октябрьском районе Волгоградской области ежемесячно выплачивать С. и Т. пенсию с учетом повышения в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав пояснения представителя С.., Т. - М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей УПФР в Октябрьском районе Волгоградской области Л., П., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
С. и Т. обратились в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе Волгоградской области (далее по тексту - УПФР в Октябрьском районе) о признании права на повышение размера пенсии, взыскании задолженности по выплате пенсии и обязании выплаты пенсии с учетом повышения.
В обоснование заявленных требований указали, что являются членами семьи погибшего военнослужащего в боевых действиях в республике Чечня. В соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Т. с ДД.ММ.ГГГГ, а С.. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время являются получателями пенсий по случаю потери кормильца. Ответчик в нарушение действующего законодательства ущемляет их права на получение пенсии с учетом повышения, которые предусмотрены для участников Великой Отечественной войны. На основании пункта "г" статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" к пенсиям участников ВОВ из числа военнослужащих, предусмотрено повышение в размере 32% социальной пенсии, однако, ответчик отказывает им в установлении повышения пенсий.
Просили суд признать за С. с ДД.ММ.ГГГГ право на повышение пенсии по случаю потери кормильца и взыскать с ответчика в его пользу сумму задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "......." рублей "......." копеек, за Т. признать право на повышение пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать в ее пользу с ответчика сумму задолженности по выплате пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "......." рублей "......." копеек, а также обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно выплачивать истцам по случаю потери кормильца с учетом повышения, в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С., Т. оспаривают постановленное судом решение, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывается на нарушение норм материального права.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, С., Т. являются родителями И., проходившего военную службу по призыву и погибшего ДД.ММ.ГГГГ в результате огнестрельного пулевого сквозного проникающего ранения живота с повреждением внутренних органов и позвоночника.
Т.. с "......." года, а С. с "......." года были назначены пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели (смерти) военнослужащих (за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: 1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
При этом никакие повышения и надбавки к пенсиям данной категории лиц не предусмотрены, кроме пункта 5 (граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
На основании пункта "г" статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Согласно подпунктам 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Ни к одной из категорий вышеуказанных лиц И., проходивший военную службу по призыву и погибший ДД.ММ.ГГГГ в результате огнестрельного пулевого сквозного проникающего ранения живота с повреждением внутренних органов и позвоночника, не относится.
Учитывая, что назначение пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, производится Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который не предусматривает возможности повышения размера пенсии на 32%, как это предусмотрено пунктом "г" статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно посчитал не подлежащим применению к данным правоотношениям статьи 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года N 313-1, согласно статье 7 которого льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, распространены на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанности военной службы, а если пунктом "г" статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено повышение пенсии на 32%, то такое повышение должно быть установлено к размерам пенсий истцов, не влекут за собой отмену решения суда, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
Действительно, статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Данный Закон официально не отменен, хотя фактически утратил силу с принятием Федерального закона "О ветеранах".
Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2009 года N 453-О-О, возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан. Федеральный законодатель, осуществляющий правовое регулирование в данной области, располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Так, в соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 536-О-О).
Разрешение же вопроса о предоставлении членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", является прерогативой законодателя и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Порядок установления и выплаты пенсии родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин определяется нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который, как уже отмечалось ранее, не предусматривает возможности повышения пенсии по случаю потери кормильца на 32%.
Ссылка истцов в апелляционной жалобе на судебную практику по другим гражданским делам не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку обстоятельства, установленные по спорам между другими лицами, к настоящему делу не относятся и, кроме того, при существующей в Российской Федерации континентальной правовой системе судебный прецедент не является источником права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую и фактическую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С., Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.