судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Куратовой Л.В.
при секретаре Слета К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в защиту интересов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к администрации Новониколаевского муниципального района "адрес" о внеочередном обеспечении жилой площадью
по апелляционной жалобе представителя администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области ФИО
на решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 27 июля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в защиту интересов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью - удовлетворить.
Обязать администрацию Новониколаевского муниципального района Волгоградской области предоставить ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО жилую площадь по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новониколаевского района Волгоградской области обратился в суд с исковыми заявлениями в защиту интересов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности во внеочередном порядке обеспечить ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Новониколаевского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно действующему законодательству дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Они временно проживают по месту пребывания в учреждениях профессионального образования либо во временных жилых помещениях. Администрацией Новониколаевского муниципального района они включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья, однако ответчик такого помещения им не предоставляет.
Просил обязать ответчика во внеочередном порядке обеспечить ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Новониколаевского муниципального района Волгоградской области ФИО оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Исходя из смысла приведённой нормы закона, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения - определённая категория граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом. Урегулировав отношения, возникшие в связи с предоставлением органами государственной власти мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей законодатель представил тем самым - в целях реализации ими права на получение жилья - дополнительные гарантии социальной защиты (до 23 лет).
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приёмных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью, по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился к прокурору Новониколаевского района с заявлением, в котором просил оказать содействие в предоставлении ему жилья, поскольку является сиротой, проживает по месту обучения в общежитии Себряковского технологического техникума.
ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители, ФИО и ФИО лишены родительских прав заочным решением Новониколаевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N "...", выданной ФИО, она обучается на 3 курсе по очной форме в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", окончание обучения - ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Камышинского района Волгоградской области N "..." от ДД.ММ.ГГГГ ФИО назначена опекуном ФИО З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N "...", выданной ФИО, она обучается на 3 курсе очного отделения Михайловского филиала ГОУ ВПО ".......", окончание обучения ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как их мать ФИО лишена родительских прав решением Новониколаевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Дипломом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО окончила обучение ГОУ НПО "......." г. Волгограда.
Дипломом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО окончила обучение ГОУ НПО "......." г. Волгограда.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, имеющих право на внеочередное получение жилья, на ДД.ММ.ГГГГ ФИО, ФИО, ФИО., ФИО, ФИО состоят на учете в органе опеки и попечительства Новониколаевского муниципального района Волгоградской области как имеющие право на внеочередное получение жилья.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО как лица, отнесённые к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая, что детям, имеющим статус социальных сирот, органом местного самоуправления должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счёт средств бюджета субъекта федерации, суд принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридического значения не имеет, поскольку граждане, в интересах которых заявлен иск, субъектами бюджетных правоотношений не являются.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 27 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
"......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.