Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Мун Г.И.
судей Куратовой Л.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Давидян С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства
по апелляционным жалобам администрации Волгограда, Департамента городского хозяйства администрации Волгограда на решение Центрального районного суда города Волгограда от 11 сентября 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района г.Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда устранить нарушения природоохранного законодательства путем принятия мер по прекращению сброса неочищенных сточных вод через ливневые водовыпуски в водные объекты, а именно, утвердить Постановлением администрации Волгограда в установленном законом порядке программу строительства очистных сооружений на выпусках объектов ливневой канализации, находящихся на территории Ворошиловского района (коллектор и совмещенный выпуска ливневых и хозяйственно-бытовых стоков (из "адрес" в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе ул. им. "адрес" коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (с ул. им. "адрес" коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск по рельефу в "адрес"), коллектор ливневой канализации (по "адрес" с подключением в коллектор ливневой канализации по "адрес"), магистральный коллектор ливневой канализации (проложен по тальвегу замытого Ельшанского оврага (Елынанской балки) от полотна железной дороги до берега "адрес"), коллектор ливневой канализации с выпуском в пойму "адрес").
В остальной части иска прокурора - отказать.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., объяснения представителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Бецкову И.Б., полагавшую, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства.
В обоснование заявленных требований указал следующее. В ходе прокурорской проверки установлено, что в целях отведения с территории Волгограда (в том числе с автомобильных дорог, улиц и дворовых территорий города) дождевых и талых вод на территории Ворошиловского района г. Волгограда используется ливневая канализация, имеющая реечную структуру. Однако ни один из объектов ливневой канализации, находящихся в черте городского округа города-герой Волгоград, в том числе на территории Ворошиловского района Волгограда, балансодержателем которого является муниципальная имущественная казна, не имеет в своем составе очистных сооружений для очистки сточных ливневых вод, сбрасываемых в водные объекты "адрес" и "адрес". При этом "адрес" является объектом хозяйственно-питьевого водоснабжения и рыбо-хозяйственным водным объектом. Наличие несанкционированного сброса неочищенных сточных вод в "адрес" через ливневые коллекторы, расположенные на территории Ворошиловского района, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просил суд обязать администрацию Волгограда устранить нарушения природоохранного законодательства путем принятия мер по прекращению сброса неочищенных сточных вод через ливневые водовыпуски в водные объекты, а именно, разработать программу строительства очистных сооружений на выпусках объектов ливневой канализации, находящихся на территории Ворошиловского района (коллектор и совмещенный выпуска ливневых и хозяйственно-бытовых стоков (из "адрес" в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе ул. им. Калинина), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (с ул. им. Буханцева), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск по рельефу в "адрес"), коллектор ливневой канализации (по "адрес" с подключением в коллектор ливневой канализации по "адрес"), магистральный коллектор ливневой канализации (проложен по тальвегу замытого Ельшанского оврага (Ельшанской балки) от полотна железной дороги до берега "адрес"), коллектор ливневой канализации с выпуском в пойму "адрес").
Впоследствии прокурор изменил исковые требования и просил обязать администрацию Волгограда устранить нарушения природоохранного законодательства путем принятия мер по прекращению сброса неочищенных сточных вод через ливневые водовыпуски в водные объекты, а именно, разработать программу строительства очистных сооружений на выпусках объектов ливневой канализации, находящихся на территории Ворошиловского района (коллектор и совмещенный выпуска ливневых и хозяйственно-бытовых стоков (из "адрес" в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе ул. им. Калинина), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (с ул. им. Буханцева), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск по рельефу в "адрес"), коллектор ливневой канализации (по "адрес" с подключением в коллектор ливневой канализации по "адрес"), магистральный коллектор ливневой канализации (проложен по тальвегу замытого Ельшанского оврага (Ельшанской балки) от полотна железной дороги до берега "адрес"), коллектор ливневой канализации с выпуском в пойму "адрес").
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах администрация Волгограда, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
При рассмотрении спора судом установлено, что в целях отведения с территории Волгограда (в том числе с автомобильных дорог, улиц и дворовых территорий города) дождевых и талых вод на территории "адрес" используется ливневая канализация, имеющая реечную структуру (л.д. 22-29).
Постановлением администрации Волгограда от 12 января 2007 года N 17 утвержден Перечень коллекторов большого диаметра и водовыпусков ливневой канализации на территории Волгограда, согласно которому, в Ворошиловском районе Волгограда имеется девять объектов ливневой канализации, предназначенных для сбора с территории города дождевых и талых вод, их последующей транспортировки и выпуска непосредственно в "адрес", её притоки или на рельеф местности в овраги и балки (в том числе в водоохранной зоне водных объектов или в их пойме), соединяющиеся с водными объектами: коллектор и совмещенный выпуска ливневых и хозяйственно-бытовых стоков (из "адрес" в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе ул. им. Калинина), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (с ул. им. Буханцева), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск по рельефу в "адрес"), коллектор ливневой канализации (по "адрес" с подключением в коллектор ливневой канализации по "адрес"), магистральный коллектор ливневой канализации (проложен по тальвегу замытого Ельшанского оврага (Ельшанской балки) от полотна железной дороги до берега "адрес"), коллектор ливневой канализации с выпуском в пойму "адрес") (л.д. 135-136, 137-141, 142).
Пунктом 19 ст. 1 Водного кодекса РФ определено, что сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Как следует из п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ).
Согласно п. 4.1.2 "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 года, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, в том числе, в черте населенного пункта.
Пунктом 4.2 указанных Санитарных правил предусмотрено, что сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
В пункте 6.7 СанПиН 2.1.5.980-00 указано, что сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска (пункты 6.11 и 6.11.1 СанПиН 2.1.5.980-00).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ни один из объектов ливневой канализации, находящихся в черте городского округа города-герой Волгоград, в том числе на территории Ворошиловского района Волгограда, балансодержателем которого является муниципальная имущественная казна, не имеет в своем составе очистных сооружений для очистки сточных ливневых вод, сбрасываемых в водные объекты "адрес" и "адрес".
Таким образом, сбор, транспортирование и сброс сточных ливневых вод в водные объекты "адрес" и "адрес" осуществляется с нарушениями вышеуказанных требований водного и природоохранного законодательства (отсутствует технико-экономическое обоснование, согласие органа госсанэпидслужбы, не разработаны нормативы ПДС).
Согласно акту проверки N "..." от ДД.ММ.ГГГГ Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу, в период активного таяния снега весной 2010 года при выпуске сточных вод талого стока отмечались превышения установленных величин ПДК загрязняющих веществ.
Максимальные превышения установленных величин ПДК загрязняющих веществ отмечены в сбрасываемых в "адрес" сточных ливневых (талых) водах через магистральный коллектор ливневой канализации, проложенной по тальвегу замытого Ельшанского оврага от полотна железной дороги до берега "адрес" (сульфат - 7,2 ПДК).
В период выпадения осадков в виде дождя в ДД.ММ.ГГГГ году при выпуске сточных вод дождевого стока отмечались превышения установленных величин ПДК, в том числе в сбрасываемых в "адрес" сточных ливневых (дождевых) водах через коллектор ливневой канализации по "адрес" и выпуск по рельефу местности в "адрес" (хлориды - 6,9 ПДК).
В период активного таяния снега весной 2011 года при выпуске сточных вод талого стока превышения установленных величин ПДК загрязняющих веществ отмечались в сбрасываемых в "адрес" сточных ливневых (талых) водах через коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (нитриты - 24,4).
В ходе проведенной Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу вышеуказанной проверки с привлечением представителей филиала ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Волгоградской области", произведен отбор проб сточных ливневых вод, сбрасываемых в "адрес" и "адрес" из сооружений ливневой канализации, балансодержателем которой является муниципальная имущественная казна, а также проб природных вод из "адрес" и "адрес" с целью определения влияния сбора неочищенных сточных вод на состояние водных объектов.
Результаты количественного химического анализа, выполненного филиалом ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Волгоградской области" показали, что даже при отсутствии атмосферных осадков из выпусков всех обследованных объектов ливневой канализации, балансодержателем которых является муниципальная имущественная казна, происходил излив сточных ливневых вод, содержащих загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих установленные нормативы ПДК, в том числе, через совмещенный выпуск ливневых и хозяйственно-бытовых стоков из "адрес" в "адрес", расположенный в 80 м. на северо-восток т памятника "Гаситель" на правом берегу "адрес": ХПК - 4,3 ПДК; БПК - 9,3 ПДК; железо - 2,2 ПДК; медь - 1,3 ПДК; магний - 1,4 ПДК; сульфаты - 5,9 ПДК.
На основании ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.ст 37, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда является исполнительно распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. К полномочиям администрации Волгограда отнесены, в том числе, организация в границах городского округа водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа за исключением объектов и сооружений федерального и регионального значения.
В нарушение п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс неочищенных сточных ливневых вод из объектов ливневой канализации, расположенных на территории Ворошиловского района, балансодержателем которых является муниципальная имущественная казна, в "адрес" и "адрес" в водоохранной зоне и пойменной части "адрес", осуществляется в отсутствие правоустанавливающих документов на пользование поверхностными водными объектами (решения о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных вод), а также в отсутствие разрешений на сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
При этом "адрес" является объектом хозяйственно-питьевого водоснабжения и рыбо-хозяйственным водным объектов.
По результатам вышеуказанной проверки, ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано четыре предписания об устранении нарушений законодательства (л.д. 72, 73, 74, 75). ДД.ММ.ГГГГ администрация Волгограда привлечена Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, ст. 8.41 КоАП РФ (л.д. 46-49, 54-57, 61-64, 68-71).
Однако до настоящего времени установленные проверкой нарушения природоохранного законодательства ответчиком не устранены в полном объеме.
Отведение осадков с территории "адрес" осуществляется без очистки через объекты ливневой канализации в водные объекты.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно счел обоснованными требования прокурора в части обязания администрации Волгограда устранить нарушения природоохранного законодательства путем принятия мер по прекращению сброса неочищенных сточных вод в водные объекты через ливневые водовыпуски объектов ливневой канализации, находящихся на территории "адрес" (коллектор и совмещенный выпуска ливневых и хозяйственно-бытовых стоков (из "адрес" в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе ул. им. Калинина), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (с ул. им. Буханцева), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск по рельефу в "адрес"), коллектор ливневой канализации (по "адрес" с подключением в коллектор ливневой канализации по "адрес"), магистральный коллектор ливневой канализации (проложен по тальвегу замытого Ельшанского оврага (Елынанской балки) от полотна железной дороги до берега "адрес"), коллектор ливневой канализации с выпуском в пойму "адрес").
Предписанием Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу об устранении нарушений законодательств в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ N "..." администрации Волгограда в соответствии с требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо разработать и представить в Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу утвержденную в установленном порядке программу строительства очистных сооружений на всех выпусках объектов ливневой канализации, находящихся в муниципальной собственности, с указанием точных сроков реализации всех этапов строительства до ввода объектов в эксплуатацию (л.д. 75).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ответчиком разработан проект ведомственной целевой программы "Строительство очистных сооружений на водовыпусках системы ливневой канализации Волгограда" на 2012-2025 годы, который ДД.ММ.ГГГГ передан на согласование проекта постановления администрации Волгограда "Об утверждении ведомственной целевой программы Строительство очистных сооружений на водовыпусках системы ливневой канализации Волгограда" на 2012-2025 годы" (л.д. 216, 217-218, 219-220, 221-238, 239-240, 241, 242-243).
Письмом N "..."-и- N "..." от ДД.ММ.ГГГГ заместитель Главы администрации Волгограда ФИО6 сообщил, что постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N "..." утверждена ведомственная целевая программа "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда" на 2012-2014 гг., которой предусмотрены мероприятия по обследованию (инвентаризации), паспортизации, ремонту, восстановлению системы ливневой канализации (л.д. 90-91).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства путем принятия мер по прекращению сброса неочищенных сточных вод через ливневые водовыпуски в водные объекты в части обязания ответчика разработать программу строительства очистных сооружений на выпусках объектов ливневой канализации, находящихся на территории Ворошиловского района, не подлежат удовлетворению.
Пунктом 1.9 Положения о долгосрочных муниципальных целевых программах, утвержденного постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N "...", предусмотрено, что разработка проекта целевой программы и его утверждение включает в себя следующие этапы: разработка проекта концепции целевой программы (далее - проект концепции);согласование проекта концепции со всеми предполагаемыми исполнителями, департаментом финансов администрации Волгограда (далее - департамент финансов), департаментом экономики и инвестиций администрации Волгограда (далее - департамент экономики и инвестиций);рассмотрение проекта концепции коллегией администрации Волгограда (далее - коллегия) согласно Регламенту администрации Волгограда, утвержденному постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N "..." "Об утверждении Регламента администрации Волгограда" (далее - Регламент);утверждение коллегией концепции и принятие решения о разработке целевой программы либо отклонение проекта концепции, в том числе с целью его доработки; разработка проекта целевой программы и согласование со всеми предполагаемыми исполнителями; оценка возможности финансового обеспечения проекта целевой программы и подготовка заключения департаментом финансов; рассмотрение проекта целевой программы на соответствие требованиям Положения и подготовка заключения департаментом экономики и инвестиций; экспертиза проекта целевой программы и подготовка заключения контрольно-счетной палатой Волгограда; согласование проекта целевой программы с Координационным советом по экономической политике, сформированным постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 2227 "Об утверждении состава Координационного совета по экономической политике" (далее - Координационный совет по экономической политике); подготовка и согласование проекта постановления администрации Волгограда об утверждении целевой программы (далее - проект постановления) согласно Регламенту; утверждение целевой программы постановлением администрации Волгограда (п. 1.9).
Суд указал в решении о том, что, поскольку разработанный проект ведомственной целевой программы "Строительство очистных сооружений на водовыпусках системы ливневой канализации Волгограда" на 2012-2025 годы до настоящего времени не утвержден постановлением администрации Волгограда, то в данной части исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст.196 ч.3 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Вместе с тем, прокурор не заявлял исковых требований об обязании ответчика утвердить Постановлением администрации Волгограда в установленном законом порядке программу строительства очистных сооружений. Это подтверждается как исковым заявлением прокурора (л.д.4-9 т.1), так и заявлением об изменении исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.185-187 т.1), а также следует из сведений, изложенных в протоколах судебных заседаний.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что доводы апелляционных жалоб администрации Волгограда и Департамента городского хозяйства администрации Волгогража об отсутствии оснований для обязания администрации Волгограда к утверждению программы строительства очистных сооружений частично обоснованны. Решение суда подлежит изменению с исключением из резолютивной части указания о возложении обязанности на ответчика утвердить Постановлением администрации Волгограда в установленном законом порядке программу строительства очистных сооружений.
Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что неправомерно возлагать на данного ответчика ответственность за сток ливневых вод со всей территории муниципального образования, не являются основанием к отмене решения в полном объеме, поскольку они основаны на неверном толковании подателем жалобы норм материального права.
Так, за администрацией Волгограда Уставом города закреплены полномочия, согласно которым администрация обязана совершать действия по обеспечению соблюдения требований нормативно-правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия города, охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, по обеспечению водоотведения с территории города с соблюдением в полном объеме требований законодательства при осуществлении водоотведения.
В силу ст.1 п.7 Водного Кодекса РФ, водоотведение - это любой сброс вод, в том числе, сточных и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Выше уже указывалось, что ст.1 п.19 Водного Кодекса РФ определяет сточные воды как воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Системное толкование данных норм, положений ст.60 ч.6 п.1 и ст.35 Водного Кодекса РФ, а также пунктов 4.2, 6.7. СанПин 2.1.5.980-00 позволяет придти к выводу о том, что к полномочиям администрации Волгограда относится обеспечение отведения сточных ливневых вод с территории Волгограда через объекты ливневой канализации, находящейся на балансе муниципальной имущественной казны, в соответствии с требованиями законодательства по обеспечению прав населения муниципального образования на благоприятные условия жизнедеятельности и на благоприятную окружающую среду.
Несостоятельна и ссылка в апелляционной жалобе администрации Волгограда на то, что суд при рассмотрении дела не учел обстоятельства, установленные по аналогичному делу решением Центрального райсуда г.Волгограда от 31 мая 2011 года и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 августа 2011 года. Из материалов дела следует, что круг участвующих в деле лиц и заявленные исковые требования в указанном случае были несколько иными. Кроме того, положения ст.61 п.2 ГПК РФ в данном случае неприменимы, поскольку в указанном деле исследовались обстоятельства, касающиеся микробиологического загрязнения водных объектов, а не загрязнения сточных ливневых вод по химическим показателям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от 11 сентября 2012 года изменить в части возложения на администрацию Волгограда обязанности утвердить Постановлением администрации Волгограда в установленном законом порядке программу строительства очистных сооружений на выпусках объектов ливневой канализации, находящихся на территории Ворошиловского района (коллектор и совмещенный выпуска ливневых и хозяйственно-бытовых стоков (из "адрес" в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе ул. им. Калинина), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (с ул. им. Буханцева), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск по рельефу в "адрес"), коллектор ливневой канализации (по "адрес" с подключением в коллектор ливневой канализации по "адрес"), магистральный коллектор ливневой канализации (проложен по тальвегу замытого Ельшанского оврага (Ельшанской балки) от полотна железной дороги до берега "адрес"), коллектор ливневой канализации с выпуском в пойму "адрес").
Исключить из указанной части решения указание о возложении обязанности на администрацию Волгограда утвердить Постановлением администрации Волгограда в установленном законом порядке программу строительства очистных сооружений; изложить данную часть решения в следующей редакции:
Обязать администрацию Волгограда устранить нарушения природоохранного законодательства путем принятия мер по прекращению сброса неочищенных сточных вод в водные объекты через ливневые водовыпуски объектов ливневой канализации, находящихся на территории Ворошиловского района (коллектор и совмещенный выпуска ливневых и хозяйственно-бытовых стоков (из "адрес" в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе ул. им. Калинина), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (с ул. им. Буханцева), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес" (в створе "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск в "адрес"), коллектор ливневой канализации и выпуск по рельефу в "адрес"), коллектор ливневой канализации (по "адрес" с подключением в коллектор ливневой канализации по "адрес"), магистральный коллектор ливневой канализации (проложен по тальвегу замытого Ельшанского оврага (Ельшанской балки) от полотна железной дороги до берега "адрес"), коллектор ливневой канализации с выпуском в пойму "адрес").
В остальной части решение Центрального районного суда города Волгограда от 11 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Волгограда, Департамента городского хозяйства администрации города Волгограда - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.