Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Гантимурова И.А.,
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП "Городской водоканал г. Волгограда", Администрации Волгограда об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе МУП "Городской водоканал г. Волгограда"
по апелляционной жалобе Администрации Волгограда
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 23 августа 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, - удовлетворить.
Обязать МУП "Городской водоканал г. Волгограда", Администрацию Волгограда выполнить мероприятия по снижению концентрации до нормативно-допустимых показателей следующих загрязняющих веществ, в составе сбрасываемых сточных вод в реку Волга после очистки на очистных сооружениях о. Голодный г. Волгограда: железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МУП "Городской водоканал г. Волгограда" получить разрешение на сброс в водный объект с установлением лимитов на данные вещества, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав представителя администрации Волгограда - по доверенности М.Ю.Д.., представителя МУП "Горводоканал г. Волгограда" по доверенности Т.А.С.., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя Нижне - Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов по доверенности С.Н.А.., прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чепуркова О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к МУП "Городской водоканал г. Волгограда", Администрации Волгограда об обязании совершить определенные действия.
С учетом уточненных требований указал, что в ходе проверки по исполнению законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод в реку Волга МУП "Городской водоканал г. Волгограда", были выявлены нарушения.
МУП "Городской водоканал г. Волгограда", осуществляет оказание коммунальных услуг по водоотведению юридическим и физическим лицам; деятельность по эксплуатации сетей водоснабжения и другие.
В соответствии с постановлением администрации г.Волгограда N2312 от 07.11.2008 года, распоряжения Департамента муниципального имущества администрации г.Волгограда N143-р от 04.03.2009 года, из состава муниципальной имущественной казны Волгограда исключено водопроводно-канализационное имущество и передано на праве хозяйственного ведения МУП "Городской водоканал г.Волгограда", в том числе очистные сооружения о.Голодный.
МУП "Городской водоканал" г.Волгограда в 2010 году разработан и утвержден проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, на основании которых было получено разрешение N0005 от 11.04.2011 года по тем загрязняющим веществам, по которым не зафиксировано превышение фактических концентраций над расчетными НДС.
08.02.2012 года выдано разрешение N0008 на 13 показателей качества очистки стоков из 20 контролируемых: железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект у предприятия отсутствует. Однако, МУП "Городской водоканал г. Волгограда" допускает сброс сточных вод в поверхностный водный объект - р. Волга с превышением ПДК для рыбохозяйственных водоемов.
Таким образом, действиями МУП "Городской водоканал г.Волгограда" нарушаются требования Постановления Правительства РФ N 997 от 13.08.1996 года "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов?".
Достижение качества очистки сточных вод по 6 ингредиентам (железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец) не возможно без строительства сооружений доочистки стоков, проведения реконструкции комплекса существующих сооружений, что потребует значительных капитальных вложений от собственника имущества - Администрации г. Волгограда.
Просил обязать МУП "Городской водоканал г. Волгограда", Администрацию Волгограда выполнить мероприятия по снижению концентрации до нормативно-допустимых показателей загрязняющих веществ, в составе сбрасываемых сточных вод в реку Волга после очистки на очистных сооружениях о. Голодный г. Волгограда: железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец. Обязать МУП "Городской водоканал г. Волгограда" получить разрешение на сброс в водный объект с установлением лимитов на данные вещества. Указанные мероприятия провести в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах МУП "Городской водоканал г. Волгограда", администрации Волгограда оспаривают законность и обоснованность постановленного судом решения и просят его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных передвижных и иных источников в установленном режиме и с учётом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно ст. 39 указанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в ходе проведенной проверки Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод в р.Волга в деятельности МУП "Городской водоканал г.Волгограда" выявлены нарушения в части сброса недостаточно очищенных сточных вод в р. Волга без разрешения на сброс загрязняющих веществ: железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец с превышением ПДК для рыбохозяйственных водоемов.
Согласно ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
В целях реализации указанных полномочий создан МУП "Городской водоканал г. Волгограда", учредителем которого в соответствии с п. 1.3 Устава выступает Департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
В соответствии с п. 2.1, 2.2. Устава Предприятие создано для обеспечения эффективного использования и развития инженерных сетей муниципальной коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и получения прибыли. Для реализации данных целей Предприятие осуществляет в т.ч. оказание коммунальных услуг по водоотведению юридическим и физическим лицам; осуществляет деятельность по эксплуатации сетей водоснабжения, водоотведения и т.д.
В соответствии с постановлением администрации г.Волгограда N2312 от 07.11.2008 года, распоряжением Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда N143-р от 04.03.2009 года, из состава муниципальной имущественной казны Волгограда исключено водопроводно-канализационное имущество и передано на праве хозяйственного ведения МУП "Городской водоканал г.Волгограда", в т.ч. очистные сооружения о. Голодный.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ N 333 от 17.12.2007 года утверждена Методика разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 года сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдении нормативов качества воды в пунктах водопользования.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Площадка очистных сооружений и рассеивающий выпуск сточных вод расположена в юго-восточной части о. Голодный на правом берегу протоки Воложка Куропатка. Площадка ОСК образована из намывного песка с отметками поверхности 12,5-14,0 м в городской системе высот. Расстояние от устья р. Волга до песта выпуска сточных вод составляет 580,3 км.
Первая очередь очистных сооружений производительностью 400 тыс.м3/сут. была введена в действие в 1975 году и рассчитана на полную биологическую очистку смеси бытовых и производственных сточных вод. ОСК представляют собой два блока сооружений механической и биологической очистки сточных вод.
Рассеивающий водовыпуск сточных вод ОСК о. Голодный построен в 2006 году, при этом, подача стоков с водобойного колодца N1 на выпуск осуществляется по 4-м железобетонным трубопроводам Д-1600 мм. Водоприемником недостаточно-очищенных сточных вод является Воложка Куропатка (р. Волга), которая относится к рыбохозяйственным водоемам высшей категории и является местом миграции, естественного воспроизводства, нагула и зимовки промысловых видов рыб.
В составе сбрасываемых сточных вод после очистки в водный объект содержатся загрязняющие вещества.
МУП "Городской водоканал" г. Волгограда в 2010 году разработал и утвердил проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, на основании которых было получено разрешение N 0005 от 11.04.2011 года по загрязняющим веществам, по которым не зафиксировано превышение фактических концентраций над расчетными НДС.
08.02.2012 года было выдано разрешение N 0008 на 13 показателей качества очистки стоков из 20 контролируемых. На загрязняющие вещества: железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец, разрешение на сброс в водный объект у предприятия не получено.
26.01.2011 года Волгоградской городской Думой принято решение N 41/1288 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Городской водоканал г. Волгограда" по развитию коммунальных систем водоснабжения и водоотведения Волгограда для подключения строящихся (реконструируемых) объектов на 2011-2015 годы".
Задачей программы является, в том числе, модернизация, реконструкция и новое строительство объектов водоснабжения и водоотведения Волгограда с целью прироста мощностей водопроводных и канализационных очистных сооружений. Сроки реализации данной Программы установлены с 2011 года по 2015 год.
Согласно Приложению N 1 инвестиционной программы "Стоимостные показатели мероприятий Программы?" мероприятие - расширение и реконструкция канализационных очистных сооружений на о. Голодном, стоимостью 20800 тыс. рублей из бюджета Волгограда, должны быть выполнено до 2011 года.
Согласно Приложению N 2 инвестиционной программы "План технических мероприятий Программы и сроки их реализации" мероприятие - расширение и реконструкция канализационных очистных сооружений на о. Голодном, цель которого улучшение сбалансированности коммунальной инфраструктуры, увеличение производительности оборудования, финансируется из бюджета Волгограда.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что в нарушение требований законодательства МУП "Горводоканал г. Волгограда" допускает сброс загрязняющих веществ в окружающую среду недостаточно очищенных сточных вод, разрешения на сброс загрязняющих веществ: железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец в водный объект р. Волга у Предприятия не имеется.
Поскольку нарушение ответчиком законодательства об охране и использовании водных объектов нашло свое подтверждение, суд первой инстанции правильно, с соблюдением норм материального права регулирующих спорные правоотношения, обязал МУП "Горводоканал г. Волгограда", администрацию Волгограда выполнить мероприятия по снижению концентрации до нормативно - допустимых показателей загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод в р. Волга после очистки на очистных сооружениях о. Голодный, а также обязал МУП "Горводоканал г. Волгограда" получить разрешение на сброс в водный объект с установлением лимитов на данные вещества.
Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что суд необоснованно удовлетворил требования прокурора к администрации Волгограда несостоятельны, поскольку администрация г. Волгограда является учредителем МУП "Горводоканал г. Волгограда", а также собственником водопроводно - канализационного имущества, в том числе очистных сооружений о. Голодный. Кроме того, согласно Решения Волгоградской городской Думы от 26.01.2011 года N 41/1288 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Городской водоканал г. Волгограда" по развитию коммунальных систем водоснабжения и водоотведения Волгограда для подключения строящихся (реконструируемых) объектов на 2011-2015 годы, приложение N 1 "Стоимостные показатели мероприятий Программы?" мероприятие - расширение и реконструкция канализационных очистных сооружений на о. Голодном, стоимостью 20800 тыс. рублей из бюджета Волгограда, должны были быть выполнены в срок до 2011 года
Доводы апелляционной жалобы МУП "Горводоканал г. Волгограда" о том, что Предприятием разработан план снижения сбросов загрязняющих веществ в р. Волга, утвержденный Росприроднадзором, в соответствии с которым снижение показателей загрязняющих веществ - железо общее, фосфаты, цинк, медь, фториды, марганец, предусмотрено в 2017 году, также несостоятельны поскольку его наличие не мешает получить разрешение на сброс загрязняющих веществ и лимиты, а также ускорить мероприятия для устранения недостатков.
Также судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалоб об отсутствии у прокурора права на обращение в суд общей юрисдикции с требованиями о получении разрешения на сбросы шести загрязняющих веществ, так как не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ст. 45 ГПК РФ предоставляет такое право прокурору. При этом охрана водного объекта осуществляется в интересах общества, а сброс загрязняющих веществ в водный объект в нарушение требований закона, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 23 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Городской водоканал г. Волгограда", апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.