Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Мун Г.И.
Судей: Василенко С.К., Козловской Е.В.
При секретаре: Данилове А.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Волгоградского областного суда Мун Г.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. в лице представителя З.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ш. к Управлению пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации с 1 августа 2011 года
УСТАНОВИЛА:
Ш. обратилась в суд с иском к УПФР в Центральном районе г. Волгограда о восстановлении выплаты трудовой пенсии по старости с 1 августа 2011 года ее перерасчёте.
В обоснование заявленных требований указала, что с 28 апреля 1989 года она являлась получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с действовавшим на тот период законодательством СССР. 1 октября 1991 года она выехала на постоянное места жительства в государство Израиль. В связи с выездом на постоянное место жительство в Государство Израиль, выплата пенсии ей была приостановлена. В августе 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, однако 22 сентября 2011 года Управление Пенсионного фонда в Центральном районе г. Волгограда отказало ей в восстановлении выплаты пенсиив связи с тем, что до выезда в Государство Израиль пенсия по законодательству Российской Федерации ей не назначалась. Кроме того, как следует из ответов, восстановление выплаты пенсии ей возможно только в том случае, если она является гражданином России.
Судом постановлено указанное выше решение.
Ш. в лице представителя З. в апелляционной жалобе просила решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав возражения представителя УПФР в Центральном районе г. Волгограда - С. относительно доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены такие нарушения, выразившиеся в следующем.
Как следует из материалов дела, Ш. до октября 1991 года проживала в г. Волгограде и с 28 апреля 1989 года являлась получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с действовавшим на тот период законодательством СССР.
В октябре 1991 года Ш. выехала на постоянное место жительства в Израиль, в связи с чем выплата пенсии с апреля 1992 года ей была прекращена.
В августе 2011 года Ш. обратилась в УПФР в Центральном районе г. Волгограда с заявлением о возобновлении выплаты пенсии.
Решением комиссии УПФР в Центральном районе г. Волгограда от 10 ноября 2012 года Ш. было отказано в восстановлении выплаты пенсии. При этом, как следует из указанного решения, Управление Пенсионного Фонда со ссылкой на ст. 22 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года указал, что право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, Ш. на момент обращения с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации не проживала, пенсия по нормам законодательства Российской Федерации ей не назначалась. Также Управление Пенсионного фонда сослалось на то, что заявление Ш. о восстановлении пенсии не соответствует форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 510, Ш. не представлен паспорт (его надлежаще заверенная копия) или иной документ, подтверждающий ее принадлежность к гражданству.
27 декабря 2011 года Ш. представила ответчику заявление о восстановлении выплаты пенсии по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 510, приложив к нему все документы, необходимые для восстановления выплаты пенсии.
Однако решением от 20 января 2012 года ей вновь было отказано в восстановлении выплаты пенсии с указанием на то, что у истца отсутствует право на восстановление назначенной ей в соответствии с законодательством СССР пенсии и непредоставление всех необходимых документов, подтверждающих ее прав на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанций ответчик, возражая относительно исковых требований, сослались кроме того на то, что поскольку выплата пенсии Ш. была прекращена в 1991 году, то, следовательно, 10-летний срок обращения с заявлением истек в 2001 году.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что Ш., получавшая пенсию в соответствии с законодательством СССР и выехавшая на постоянное место жительства за границу, имеет право на сохранение ранее назначенной пенсии. При этом оценивая доводы ответчика относительно истечения срока на обращение с заявлением о восстановлении выплаты пенсии, суд, сославшись на положения ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., необоснованно сделал вывод о том, что истцом пропущен установленный законом 10-летний срок на обращение за восстановлением ей трудовой пенсии по старости и отказывая в удовлетворении иска, основал свой вывод только на обстоятельствах пропуска истцом срока.
Вывод суда о том, что Ш., получавшая пенсию в соответствии с законодательством СССР и выехавшая на постоянное место жительства за границу, имеет право на сохранение ранее назначенной пенсии Судебная коллегия находит правильным в силу следующего.
В соответствии с Декларацией "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой 12 июня 1990 года, Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и Законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действовал Закон СССР "О государственных пенсиях", в соответствии с которым Ш. была назначена пенсия.
Исходя из пенсионного законодательства, действовавшего в СССР и Российской Федерации, право на получение пенсии по Закону СССР "О государственных пенсиях" обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждается.
Закон Российской Федерации "О выплате пенсийгражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации", впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации".
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 г. или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.
С учетом положений вышеприведенных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что лишение Ш. права на получение пенсии по старости, которую она заслужила предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации) и обоснованно, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 г. "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" указанные статьи Закона от 2 июля 1993 г. признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права, на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 г., либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации, а также статьей 1 Протокола от 20 марта 1952 года и Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней", не принял во внимание доводы представителя ответчика, что в связи с выездом Ш. на постоянное место жительства за границу за ней не сохраняется право на получение пенсии, назначенной по нормам законодательства СССР, указав, что данный довод основан на неправильном толковании норм материального права.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении иска по мотиву пропуска срока на обращение за восстановлением пенсии по следующим основаниям.
Согласно п. 7, 8 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. N 17/19пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Норма пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также предоставляет гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком.
Смысл приведенных норм, установивших, что обращение за пенсией может осуществляться в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, понимается как отказ законодателя от каких-либо процессуальных сроков, пропуск которых лишает гражданина права на реализацию имеющегося у него права на пенсию.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 данного Федерального закона выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается, в частности, по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии(части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой "пенсии" по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Форма заявления лица, выезжающего (выехавшего) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, о выплате пенсии на территории Российской Федерации установлена Приложением N 6 к Положению о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 510 (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 25 Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.2002 г. N 510, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, после получения всех необходимых документов проверяет правильность исчисления пенсии и возобновляет (восстанавливает) ее выплату на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для восстановления выплат требуется волеизъявление пенсионера, которое должно быть выражено в письменном заявлении. Вместе с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ должны быть предоставлены все необходимые документы, подтверждающие право на получение трудовой пенсии по старости. По заявлению о восстановлении выплаты пенсии территориальным органом Пенсионного фонда РФ принимается решение о восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) либо об отказе в восстановлении выплаты.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения и восстановления пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителю не может быть восстановлена или заново назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
С заявлением о восстановлении выплаты пенсии истец обратилась в пенсионный фонд 1 августа 2011 года.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что право на восстановление выплаты пенсии у истца могло возникнуть со дня подачи заявления в Пенсионный фонд, а не с момента прекращения выплаты с марта 1992 года, как о том указано в решении суда, поэтому постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований Ш. о восстановлении выплаты трудовой пенсии нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Ш..
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2012 года отменить и постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Ш. к Управлению пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации с 1 августа 2011 года и перерасчете пенсии.
Обязать Управление пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда восстановить выплату трудовой пенсии по старости Ш., начиная с 1 августа 2011 года, и произвести ее перерасчет.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно
Судья Волгоградского областного суда Г.И. Мун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.