Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Куратовой Л.В., Тертышной В.В.
при секретаре Давидян С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах ФИО10 к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области об обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди.
по апелляционной жалобе администрации Быковского муниципального района Волгоградской области на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 06 сентября 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах ФИО10 к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области об обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди - удовлетворить.
Обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области предоставить ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью, не ниже установленных социальных норм, с учетом ее семейного положения, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., прокурора Мамину Н.Л., считающую решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах ФИО10 к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области об обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО10 постановлением и.о. главы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области N "..." от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учёт в органах распределения жилья в категории "ребёнок - сирота". Однако до настоящего времени в нарушение требований действующего законодательства ФИО10 не обеспечена жилой площадью, чем нарушены её права.
Просил суд обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области обеспечить ФИО10 вне очереди жилой площадью по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными нормативами.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Быковского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
В силу ст. 5 названного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят Закон Волгоградской области от 15 декабря 2005 года N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", согласно ч. 2 ст. 4 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Также Законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 года N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки" (ст.1), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 названного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.
При разрешении спора судом установлено, что ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории "дети-сироты", так как её родители, ФИО10 и ФИО10 умерли.
Согласно уведомлению Быковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, какого-либо жилья на праве собственности ФИО10 не имеет. Из справки выданной директором филиала ВОГУП "Волгоградоблтехинвентаризация" усматривается, что ФИО10 в приватизации квартиры в Быковском районе не участвовала, личная собственность в филиале не зарегистрирована.
Постановлениями главы Быковского городского поселения Волгоградской области N "..." и N "..." от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО10 признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании постановления и.о. главы Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "...", ФИО10, относящаяся к лицам из числа детей-сирот, поставлена на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договорам социального найма.
Из регистрационного списка, утверждённого постановлением главы Быковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 состоит на очереди, как нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилого помещения, под номером ".......".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Судом также установлено, что ФИО10, имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством РФ до настоящего времени не предоставлено вне очереди жилое помещение.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области возложены специальные полномочия на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для этих целей в бюджете предусмотрена субвенция из областного бюджета, однако до настоящего времени ФИО10 жильем не обеспечена. В связи с изложенным, решение суда, обязывающее администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области обеспечить ФИО10 жилым помещением, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Быковского муниципального района Волгоградской области надлежащим образом исполняет свои обязательства по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части их обеспечения жилыми помещениями, несостоятельны. Судом первой инстанции этим доводам была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании из областного бюджета, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, не может быть поставлено в зависимость от объема выделенных финансовых средств, а также наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. Органы местного самоуправления, в свою очередь, вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Указанные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, что в силу закона не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.
Таким образом, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда.
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Быковского районного суда Волгоградской области от 06 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Быковского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.