судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Бондаревой Н.И.
при секретаре Слета К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольховского района, Волгоградской области поданного в защиту интересов ФИО1 к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО8
на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 1 октября 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области предоставить ФИО1, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Ольховского района Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав прокурора Дружинину И.А., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ольховского района Волгоградской области, интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что по обращению ФИО1 прокурором Ольховского района Волгоградской области была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 3 постановления главы администрации Ольховского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "..." за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было закреплено право собственности на жилой дом, кухню и надворные постройки по адресу: "адрес". Вместе с тем на основании акта обследования жилого помещения, закрепленного за ФИО1 жилья от ДД.ММ.ГГГГ N "...", указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии. В связи с непригодностью для проживания закрепленного за ФИО1 жилого помещения на основании постановления администрации Ольховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "..." ФИО1 поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилья.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освободился из "......." России по Волгоградской области, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Поскольку до настоящего момента ФИО1 гарантированное государством жилое помещение не предоставлено, администрация Ольховского района обязана предоставить соответствующее жилое помещение для последнего вне очереди.
Просил суд обязать администрацию Ольховского муниципального района вне очереди предоставить ФИО1 оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Ольховского района Волгоградской области.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО8 оспаривает законность и обоснованность решения, просит его изменить, определив срок предоставления ФИО1 жилого помещения шесть месяцев.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для его изменения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие, под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положением ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
По смыслу ст. 1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
В силу ст. 6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью", финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Его отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Ольховского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "..." за ФИО1 закреплено право собственности на жилой дом, кухню и надворные постройки по адресу: "адрес".
Однако, согласно акту обследования указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N "..." оно находится в аварийном состоянии.
Постановлением администрации Ольховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "..." ФИО1 поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилья.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освободился из "......." России по Волгоградской области.
До настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1, имея статус социального сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ принят на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанности органом местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения не исполнены и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был установить срок исполнения решения суда, не может быть принят во внимание, поскольку дети-сиротыподлежат обеспечению жильём во внеочередном порядке.
Перечисленные выше нормы не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к отсутствию со стороны администрации факта нарушения прав ребенка-сироты, однако они также не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает постановленное решение законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено и не находит оснований к изменению решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 1 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
"......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.