Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Хейло И.Ф.,
судей: Варламовой Н.В., Нестеровой Е.А.,
при секретаре: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Варламовой Н.В. гражданское дело по иску Левшиной М.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области, 3-е лицо - МУЗ Белокалитвинского района "Центральная районная больница" о назначении досрочной пенсии по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 20.07.2012 г.,
УСТАНОВИЛА:
Левшина М.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области о признании права на пенсию, мотивируя свои требования тем, что 13.02.2012 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Однако, решением комиссии ответчика в назначении указанной пенсии ей было отказано по мотивам отсутствия требуемого специального стажа работы. Ответчиком установлена продолжительность специального стажа истицы - 22 года 08 мес. 10 дней. При этом спорный период ее работы с 01.08.1991 г. по 20.01.2002 г. в должности постовой медсестры хирургического отделения Литвиновской участковой больницы был зачтен ответчиком из расчета 1 год 3 мес. за 1 год работы. В применении льготного исчисления 1 год 6 месяцев за 1 год работы было отказано. Полагает данные действия ответчика незаконными.
Уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.62), истец просила суд признать ее право на пенсию согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ", признать недействительным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ г. Белая Калитва и Белокалитвинского района от 19.04.2012 г. ( протокол от 19.04.2012 г. N 400), обязать ответчика включить в специальный стаж период ее работы с 01.08.1991 г. по 20.01.2002 г. в должности постовой медсестры хирургического отделения Литвиновской участковой больницы и произвести расчет специального стажа данного периода из расчета 1 год 6 мес. за 1 год работы, признать за ней право на пенсию, предусмотренную п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", обязать ответчика включить в ее специальный стаж так же периоды с 25.04.2001 г. по 28.05.2001 г., с 12.11.2010 г. по 15.12.2010 г. курсы повышения квалификации
и обязать ответчика назначить ей пенсию с 13.02.2012 г.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 20.07.2012 г. признано право Левшиной М.М. на трудовую пенсию по возрасту (по старости) в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Признано недействительным решение Комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области от 19.04.2012 г., протокол N 400 в отношении Левшиной М.М.
На ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинского района возложена обязанность включить Левшиной М.М. в специальный стаж как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работ с 01.08.1991 г. по 31.10.1999 г., в том числе отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет с 04.11.1994 г. по 10.07.1995 г. и с 06.12.1996 г. по 11.05.1997 г. в льготном исчислении из расчета 1 год работы за год и 6 месяцев и 1 год работы за 1 год 3 мес.; курсы повышения квалификации с 25.01.2001 г. по 28.05.2001 г. и с 12.11.2010 г. по 15.12.2010 г. в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 мес. и назначить трудовую пенсию с даты обращения - с 13.02.2012 г.
ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинского района не согласилось с указанным решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
Оспаривая выводы суда в части включения в специальный трудовой стаж истицы периодов отпуска по беременности и родам и нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.11.1994 г. по 10.07.1995 г. и с 06.12.1996 г. по 11.05.1997 г., ответчик ссылается на то, что суд неверно применил нормы материального права, так как в указанные периоды возможность включения периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, законодательством не предусмотрена.
Относительно включения в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25.04.2001 г. по 28.05.2001 г. и с 12.11.2010 г. по 15.12 2010 г. ответчик указал, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться, в том числе, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516. С учетом положений названных Правил периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 25.04.2001 г. по 28.05.2001 г. и с 12.11.2010 г. по 15.12.2010 г. в специальный стаж работы включены быть не могут.
Также ответчик указывает, что должность медицинской постовой сестры не включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, заявлений о причине неявки суду не представили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон с учетом положений ст.ст.167,327 ГПК РФ.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1ГПК РФ), судебная коллегия считает обжалуемое решение подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Левшиной М.М., суд 1-й инстанции исходил из того, что периоды работы истицы с 01.08.1991 г. по 31.10.1999 г. в должности медсестры постовой подлежат зачету ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии у истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии требуемой продолжительности специального стажа, что дает ей право на пенсию, предусмотренную п. п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда 1-й инстанции исходя из следующего.
В соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 27 данного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В период приобретения истицей трудового стажа действовали Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, согласно которым среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывался за один год и 6 месяцев.
Льготный порядок исчисления стажа лечебной деятельности для таких категорий медицинских работников устанавливался и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", в соответствии с которыми за операционными медицинскими сестрами, включая старших; медицинскими сестрами перевязочных, трудовая деятельность которых проходила в отделениях хирургического профиля стационаров, гинекологических отделениях и т.д., сохранялось право на льготное исчисление трудового стажа из расчет один год работы за 1 год и 6 месяцев.
Впоследствии право такой категории медицинских работников на льготное исчисление трудового стажа предусматривалось и Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, согласно которым операционным медицинским сестрам, включая старших, медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговых, ортопедических, травмотологических, травматолого-ортопедических, туберкулезных отделениях год работы засчитывался как 1 год и 6 месяцев.
По смыслу вышеприведенных законоположений, начиная с 1999 г. законодатель установил льготное исчисление стажа лечебной деятельности не для всех категорий среднего медицинского персонала, а только для упомянутых в специальном Перечне, утвержденном Списками 1066, 781, т.е. для медицинских сестер операционных, медицинских сестер перевязочных при условии их работы в определенных Списками структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Закрепляя в указанных выше правовых нормах основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с наиболее неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В силу вышеизложенного, основанием для дифференциации порядка исчисления стажа трудовой деятельности таким работникам является не разовое либо периодическое выполнение определенной трудовой функции, а именно постоянная занятость в условиях наибольшего воздействия неблагоприятных факторов. С этой целью законодателем и установлены различные методы исчисления трудового стажа медицинских работников (календарный либо льготный порядок).
Разделом "Наименования должностей" Списка от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрена должность медицинской сестры палатной (постовой).
Однако, истица работала в должности "медсестры постовой" хирургического отделения, которая не предусмотрена в Перечне должностей среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781.
Согласно представленной в материалы дела трудовой книжке, Левшина М.М. работала в Литвиновской участковой больнице с 01.08.1991 года по 21.01.2002 года в должности постовой медицинской сестры хирургического отделения Литвиновской участковой больницы, с 21.01.2002 года по 01.09.2006 года в должности медсестры неотложной помощи, с 01.09.2006 г. в должности медицинской сестры участковой (терапевтической) в поликлинике участковой больницы с.Литвиновка МУЗ Белокалитвинского района "ЦРБ".
Из материалов дела установлено, что 13.02.2012 г. истец Левшина М.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области N 400 от 19.04.2012 года Левшиной М.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Комиссией ответчика установлено, что страховой стаж истицы составляет 20 лет 6 месяцев 16 дней, специальный стаж 22 года 08 месяцев 10 дней (л.д.15).
При этом, ответчик засчитал в специальный стаж истицы периоды ее работы : с 01.08.1991 г. по 03.11.1994 г., с 11.07.1995 г. по 05.12.1996 г., с 12.05.1997 г. по 31.10.1999 г. в должности медсестры хирургического отделения Литвиновской участковой больницы, с 01.11.1999 г. по 24.04.2001 г., с 29.05.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 20.01.2002 г. в должности медсестры постовой хирургического отделения Литвиновской участковой больницы, с 21.02.2002 по 30.10.2005 г., с 21.12.2005 г. по 11.11.2010 г. в должности медсестры неотложной помощи в МУЗ Участковая больница с. Литвиновка, с 16.12.2010 г. по 13.02.2012г. в должности медсестры участковой в амбулатории с. Литвиновка МУЗ Белокалитвинского района "ЦРБ".
Ответчик включил в специальный стаж Левшиной М.М. оспариваемые ею периоды : с 01.08.1991 г. по 03.11.1994 г., с 11.07.1995 г. по 05.12.1996 г., с 12.05.1997 г. по 31.10.1999 г. в должности медсестры хирургического отделения Литвиновской участковой больницы как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
Не включены ответчиком в специальный стаж истицы следующие периоды : с 04.11.1994 г. по 10.07.1995 г. - отпуск по уходу за ребенком, с 06.12.1996 г. по 11.05.1997 г. - отпуск по уходу за ребенком, с 25.04.2001 г. по 28.05.2001 г. и с 12.11.2010 г. по 15.12.2010 г. - курсы повышения квалификации.
Как усматривается из материалов дела, указанные спорные периоды
(с 01.08.1991 г. по 03.11.1994 г., с 11.07.1995 г. по 05.12.1996 г., с 12.05.1997 г. по 31.10.1999 г.) имели место до 1 ноября 1999 года.
В соответствии с п.3 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 и суду первой инстанции при разрешении вопроса о включении спорных периодов следовало руководствоваться Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
В то же время Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 в редакции от 22.09.1993 г. "Об утверждении Списка профессий и должностей здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", предусмотрено право зачета работы в льготном порядке один год как 1 год и 6 месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля.
В этой связи Левшина М.М. должна была доказать обстоятельство своей работы в спорный период не только в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, но и то, что эта работа осуществлялась в отделении (палате) хирургического профиля. Доказательств последнего Левшиной М.М. суду не представлено. Данных о том, что в полномочия Левшиной М.М. - медсестры постовой хирургического отделения Литвиновской участковой больницы входило участие в проведении хирургических операций, в деле нет. Сведений, что медицинская деятельность истицы в спорный период осуществлялась именно в хирургической палате, суду представлено не было.
Кроме того, номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, установленной Постановлением Правительства РФ от 03.06.1997 г. N 659, и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, должность "медсестра постовая" не поименована.
При таком положении, оспариваемые периоды работы истицы : с 01.08.1991 г. по 03.11.1994 г., с 11.07.1995 г. по 05.12.1996 г., с12.05.1997 г. по 31.10.1999 г. в должности медсестры хирургического отделения Литвиновской участковой больницы не могут быть включены в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, утратившим силу в связи с введением в действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, введенный в действие на территории РФ с 01.11.1999 г.
Согласно п.3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечню), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Согласно Перечню структурных подразделений и должностей, работа в которых дает право на один год работы считать за один год и 6 месяцев, в наименовании учреждений в отделениях хирургического профиля стационаров указано, в том числе, "хирургическое", в котором работала истица, однако в наименовании должностей должности - "палатная, старшая, постовая" медицинские сестры не указаны, а поименованы операционные медицинские сестры, включая старших.
В соответствии с п.п."б" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работающим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В п.1 Перечня наименования структурных подразделений отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6,8,12,15,20,21,27-30 Списка: предусмотрено отделение, в том числе, "хирургическое". Однако, в наименовании учреждений должностей должности - "палатная, старшая, постовая" медицинские сестры не указаны, а поименованы операционные медицинские сестры, включая старших.
С учетом приведенных норм права не подлежат включению в специальный стаж работы истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев и оспариваемые истицей периоды с 01.11.1999 г. по 24.04.2001 г., с 29.05.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 20.01.2002 г. в должности медсестры постовой хирургического отделения Литвиновской участковой больницы, поскольку в указанных выше Перечнях структурных подразделений и должностей, работа в которых дает право на один год работы считать за один год и 6 месяцев, должности "палатная, старшая, постовая" медицинские сестры не указаны.
Судебная коллегия полагает, что правомерно ответчиком не были включены в специальный стаж истицы и оспариваемые ею периоды : с 04.11.1994 г. по 10.07.1995 г., с 06.12.1996 г. по 11.05.1997 г. - отпуска по уходу за ребенком, исходя из следующего.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 г. "О мерах но усилению государственной помощи семьям, имеющим детей " были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т.е. до 6 октября 1992 г..
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
При этом законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.
В связи с этим, поскольку отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет были предоставлены истице после внесения соответствующих изменений в закон, т.е. после 06 октября 1992 г., то суд неправомерно пришел к выводу о включении спорных периодов : с 04.11.1994 г. по 10.07.1995, с 06.12.1996 г. по 11.05.1997 г. в специальный стаж истицы, в том числе в льготном исчислении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, несмотря на зачет в специальный стаж истицы периодов ее нахождения с 25.04.2001 г. по 28.05.2001 г. и с 12.11.2010 г. по 15.12.2010 г. на курсах повышения квалификации, Левшина М.М. не имеет требуемого специального стажа для назначения досрочно трудовой пенсии, следовательно, отказ ответчика в назначении Левшиной М.М. пенсии с 13.02.2012 года ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа является обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что специального стажа истицы недостаточно для назначения досрочной пенсии, в связи с чем вывод суда 1-ой инстанции об обязании ГУ - Управления Пенсионного фонда России в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области назначить истице пенсию с 13.02.2012 года является необоснованным.
Таким образом, выводы суда, содержащиеся в решении, являются несостоятельными и противоречат нормам материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены судом в полном объеме, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, находит возможным вынести новое решение, которым Левшиной М.М. в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 20 июля 2012 года отменить.
Постановить новое решение, которым Левшиной Марине Мироновне в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе о назначении досрочной пенсии отказать.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.