Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе судьи- председательствующего Афанасьева О.В.
судей Мартышенко С.Н., Берестова В.П.
с участием прокурора [ФИО]38
при секретаре С.К.В.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Мартышенко С.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 09 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Белокалитвинский городской прокурор обратился в суд с иском в
интересах [ФИО]10 к Администрации Белокалитвинского района о предоставлении [ФИО]11 жилого помещения по договору социального найма, в пределах норм, установленных действующим законодательством вне очереди; к Правительству Ростовской области об обязании выделить денежные средства для приобретения жилого помещения [ФИО]12
В обоснование заявленных требований указал, что [ФИО]13 в декабре 2011года обратился в прокуратуру города за защитой своих жилищных прав, так как отнесен к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокуратурой была проведена проверка по вопросу нарушения жилищных прав [ФИО]14., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам проверки 23.01.2012года городской прокуратурой в адрес И.О. главы Белокалитвинского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в отношении [ФИО]15
Из ответа на представление следует, что [ФИО]16 поставлен на жилищный учет льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об определении несовершеннолетнего [ФИО]17 в Шолоховский детский дом-школу на полное государственное обеспечение и постановки на жилищный учет", и будет включен в обще-областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в первом квартале 2012 года.
В ходе проведения проверки по повторному обращению [ФИО]18., поступившему в мае 2012года, установлено, что в нарушение закона, жилым помещением [ФИО]19 до настоящего времени не обеспечен.
На основании вышеизложенного Белокалитвинский городской прокурор просил суд обязать Администрацию Белокалитвинского района предоставить [ФИО]20 вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством и обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора [ФИО]21., поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец [ФИО]22 поддержал исковые требования в полном объёме, в дальнейшем не возражал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского района - [ФИО]23., действующая по доверенности представила суду письменный отзыв, который поддержала в судебном заседании, дав пояснения по которым в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Правительство Ростовской области своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя. В письменных возражениях на исковое заявление просило отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель 3-лица Министерство общего и профессионального образования Ростовской области просит суд рассмотреть дело без участия их представителя, представило суду возражения в которых просило отказать в удовлетворении исковых требований..
3-лицо по делу, орган опеки и попечительства в лице начальника отдела образования Администрации Белокалитвинского район Ростовской области в письменном отзыве поддержал заявленные требования, просил суд рассмотреть дело без участия представителя.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 09 августа 2012года исковые требования удовлетворены частично. Администрацию Белокалитвинского района обязали предоставить [ФИО]24 жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством вне очереди за счет средств субъекта РФ, Ростовской области, в остальной части заявленных исковых требований отказано.
Апелляционное производство по апелляционному представлению Белокалитвинского городского прокурора Ростовской области определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29.10.2012 года прекращено в связи с отзывом прокурором поданного на судебное решение представления.
В апелляционной жалобе Администрация Белокалитвинского района Ростовской области указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального права. Не учтено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Также апеллянт полагает, что суд неверно истолковал Областной закон от 22.06.2006г. N 499-ЗС "О наделении органов МСУ государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поскольку в обще-областном списке на 2012год [ФИО]25 не числится, и средств для приобретения жилья [ФИО]26., утвержденных на 2012г. не предусмотрено, то и предоставить [ФИО]27 не включенному в данный список на 2012г. вне очереди жилое помещение не ниже установленной социальной нормы в Ростовской области за счет субвенций областного бюджета не представляется возможным.
Заявитель считает, что решение вынесено без учета норм ч. 3 ст.20 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации", а также ч. 5 ст. 5 Устава муниципального образования "Белокалитвинский район" согласно, которым органы МСУ несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, апеллянт считает, что при вынесении решения суд первой инстанции самостоятельно вышел за пределы заявленных исковых требований, что является нарушением ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Белокалитвинского района, настаивавшего на доводах, пояснения прокурора [ФИО]28., признав возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Главы Администрации города Белая Калитва и района от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН [ФИО]29 определен в детский дом-школу на полное государственное обеспечение как оставшийся без попечения родителей. Этим же постановлением [ФИО]30 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по достижению совершеннолетия.
Постановлением Главы Администрации Белокалитвинского района Ростовской области N 523 от 13.06.2012 года в постановление Главы Администрации города Белая Калитва и района N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА внесены изменения предусматривающие постановку [ФИО]31 на жилищный учет в Администрации Белокалитвинского района составом семьи один человек.
19.12.2011 года [ФИО]32 обратился к Белокалитвинскому городскому прокурору с заявлением об оказании содействия в предоставлении ему жилого помещения.
По результатам проверки городской прокуратурой 23.01.2012 года в адрес администрации Белокалитвинского района внесено представление об устранении нарушения законодательства в сфере защиты жилищных прав [ФИО]33
Администрацией Белокалитвинского района Ростовской области был дан ответ, в котором указано, что [ФИО]34 будет включен в обще-областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в первом квартале 2012 года.
До настоящего времени [ФИО]35 жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из тех обстоятельств, что [ФИО]36 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Правильным является вывод суда, что жилое помещение [ФИО]37 должен предоставить орган местного самоуправления, поскольку он наделен государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РФ социальных норм.
Судебная коллегия согласна с выводами суда. Суд, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и дал им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права.
Довод представителя администрации о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список вне очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
По мнению судебной коллегии позиция Администрации Белокалитвинского района Ростовской области не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.
Ссылки заявителя на то, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, судебная коллегия находит необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует номам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оснований для отмены оспариваемого судебного постановления судебная коллегия не усматривает..
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 09 августа 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Белокалитвинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.