Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего: Корниловой Т.Г.
судей: Хаянян Т.Г, Тхагапсовой Е.А.
при секретаре: Росляковой А.В.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Хаянян Т.Г. дело по апелляционной жалобе Павлова А.А. на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 19 июля 2012г.,
УСТАНОВИЛА:
Павлов А.А. обратился с иском к Администрации Дубовского района Ростовской области о понуждении восстановить срок для постановки на учет на внеочередное получение жилья и признании права на внеочередное получение жилья как лица, оставшегося без попечения родителей из средств бюджета субъекта РФ, то есть из средств Ростовской области в порядке положения ФЗ РФ N159 от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления Главы Администрации Дубовского района Ростовское области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА за ним было закреплено право пользования жилым помещением по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в селе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА над несовершеннолетним Павловым А.А. была учреждена опека.
Постановлением Главы Администрации Дубовского района РО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановление от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА отменено.
В марте 2012 года истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на очередь на внеочередное получение жилья как лица оставшегося без попечения родителей, однако получил отказ в связи с достижением возраста 23 лет.
По мнению истца, срок постановки на учет на получение льготного жилья пропущен по уважительной причине, поскольку только ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было вынесено постановление об отмене ранее существовавшего решения о закреплении за ним жилья по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в селе [ФИО]1 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 19.07.2012г. в удовлетворении иска Павлову А.А. отказано.
Павлов А.А. с вынесенным решением не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы сослался на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того указал, что суд первой инстанции не дал оценки Постановлению Главы Администрации Дубовского района Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, которым отменено постановление той же администрации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о закреплении жилого помещения.
Выслушав Павлова А.А, обсудив возможность слушания дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дне слушания дела, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При вынесении решения суд руководствовался положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и установил, что истец, 1988 года рождения, является сыном [ФИО]9, умершей в 1999 году.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановлением Главы Администрации Дубовского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, над несовершеннолетним Павловым А.А. была назначена опека и закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в селе [ФИО]1 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В период времени с 01.09.2005г. по 27.06.2006г. истец обучался ГОУ НПО "Профессиональное училище НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Суд пришел к выводу о том, что истец, относясь к категории детей сирот, до достижения 23 лет с заявлением о постановке на квартирный учет и внеочередное получение жилья не обращался, на момент достижения 23 лет по очной форме в образовательных учреждениях не обучался, в связи с чем, отказал ему в удовлетворении исковых требований.
Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.
Согласно ст.ст. 195,198 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельства; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с разъяснениями п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Согласно п.3 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельства, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями в случае признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Дубовского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА несовершеннолетнему Павлову А.А.был назначен опекун [ФИО]10
Постановлением того же органа местного самоуправления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА за несовершеннолетним закреплено жилое помещение расположенное по адресу ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в селе [ФИО]1 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В дальнейшем, Постановлением Главы Администрации Дубовского района РО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановление от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА отменено, по тем основаниям, что на момент издания данного постановления указанное помещение не находилось в государственном или муниципальном жилищном фонде, а являлось собственностью бабушки Павлова А.А. - [ФИО]11
Указанные обстоятельства в полном объеме судом проверены не были.
При вынесении решения судом не учтено, что до достижения истцом возраста 23 лет сохраняло действие постановление Главы Администрации Дубовского района Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в связи с чем, у Павлова А.А. отсутствовала необходимость для обращения в уполномоченные органы для постановки на квартирный учет. Данное постановление препятствовало реализации права Павлова А.А. на постановку на получение вне очереди жилой площади как ребенку-сироте, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, его требования подлежат удовлетворению. (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.10.2011 г. N89-В11-5).
Изложенное позволяет сделать вывод о принятии судом решения по неисследованным и неполным материалам дела, с нарушением положений процессуального законодательства, что привело к принятию неправильного судебного акта.
Кроме того, как усматривается из представленного в суд заявления о постановке на учет в льготную очередь на получение жилья, поданного Павловым А.А. в администрацию Дубовского сельского поселения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ответ на данное обращение истец не получил. В судебном заседании в суде первой инстанции представитель Администрации Дубовского сельского поселения и представитель районного отдела образования против удовлетворения требований Павлова А.А. не возражали.
Что касается требований Павлова А.А. о восстановлении срока для постановки на квартирный учет на внеочередное получение жилья, то в данном случае истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем в этой части исковых требований должно быть отказано.
Судебная коллегия также не находит оснований для удовлетворения требований Павлова А.А. в части признания за ним права "из средств бюджета субъекта РФ, то есть из средств Ростовской области", поскольку в данном случае речь идет о порядке исполнения обязательства органом местного самоуправления после признания за истцом права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи первой названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N1203 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2012 N781). Данные Правила определяют, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации). Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие в субъекте Российской Федерации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году.
Согласно абз.5 ч.1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
22.06.2006 г. принят Закон Ростовской области N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором указано, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных граждан, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N539 в соответствии с Областным законом от 01.08.2011 N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области" и в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" и Положение "О порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
По смыслу вышеперечисленных норм, предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования, в связи с чем требования истца о признании права на внеочередное получения жилья правомерно заявлены к Администрации Дубовского района Ростовской области.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 19.07.2012 года отменить в части отказа Павлову А.А. в удовлетворении исковых требований к Администрации Дубовского района Ростовской области о признании права на внеочередное получение жилья и в данной части постановить новое решение, которым признать за Павловым Артемом Андреевичем право на внеочередное получение жилья в рамках реализации гарантий, предусмотренных для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.