Решение Волоколамского городского суда Московской области
(Извлечение)
Волоколамский городской суд Московской области в составе судьи Ошурко В.С.
При секретаре Новожиловой М.С.
Ч участием прокурора ФИО6
Представителя совета депутатов городского поселения " Волоколамск " "адрес" Гвердцители Б.Р.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волоколамского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Волоколамский городской прокурор "адрес", в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением, в котором просил признать полностью недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Решения Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N. Сообщение о решении опубликовать в газете " "адрес" ".
В обоснование заявления ссылался на то, что решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N утверждены нормы накопления бытовых отходов, образующихся на объектах жилищного фонда, а также предприятий и организаций общественного назначения, расположенных на территории городского поселения Волоколамск. Решение было опубликовано в газете " "адрес" " N от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное Решение противоречит требованиям ФЗ N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ " Об отходах производства и потребления ", ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ " Об охране окружающей среды " и принято с превышением компетенции указанного представительного органа.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Иных полномочий для органов местного самоуправления в области обращения с отходами законы РФ не устанавливают.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены в Уставе городского поселения Волоколамск.
Нормирование в рассматриваемой сфере должно осуществляться органом государственной власти, а именно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Частью 4 статьи 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Участвующий в судебном заседании прокурор ФИО5 заявление поддержала в полном объеме, суду пояснила, что оспариваемое решение органа местного самоуправления городского поселения Волоколамск противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ " Об охране окружающей среды". ФЗ " Об отходах производства и потребления", другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому решение органа местного самоуправления следует признать недействующим полностью и не подлежащим применению.
Согласно пункту 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России N 50 от ДД.ММ.ГГГГ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов по их размещению.
Согласно пп. 11 раздела II Методических указаний норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования могут быть приняты: единица площади - для отходов при уборке территории; человек - для отходов жилищ.
Согласно п. 16 Методических указаний метод расчета нормативов по фактическим объемам образования отходов (статистический метод) применяется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3 лет) период по приведенной формуле. Аналогичным образом рассчитывается норматив по любой расчетной единице (расстояние, площадь, человек).
Таким образом, нормы накопления твердых бытовых отходов для населения, которые утвердил городской Совет депутатов городского поселения " Волоколамск ", согласно законодательству Российской Федерации утверждаются Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по "адрес" при утверждении годовых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для организации, осуществляющей эту деятельность на территории городского поселения " Волоколамск ".
Представитель Совета депутатов городского поселения " Волоколамск " Волоколамского муниципального района "адрес" ГВЕРДЦИТЕЛИ Б.Р. заявленные требования не признал, суду пояснил, что Совет депутатов принял спорное решение на основании данных о фактическом накоплении отходов, полученных из отчета " Экспертиза, мониторинг и расчет накопления отходов потребления для объектов жилищного фонда, а также предприятий и организаций общественного назначения, расположенных на территории Волоколамского муниципального района Моск5овской области, разработанного ФГУП Институт организаций технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве " Ингоргтехком ". При принятии спорного решения Совет депутатов руководствовался Федеральными законами, а также изучал аналогичные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления других муниципальных образований "адрес". Отсутствие в городском поселении норм накоплений отходов приводило к систематическим злоупотреблениям со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не имеющих собственных контейнерных площадок. Заявлено о пропуске срока на обращение в суд.
Рассмотрев заявленные требования, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По статье 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно подпунктами 18, 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся:
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
организация благоустройства и озеленения территории поселения.
В силу ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N " Об утверждении норм накопления отходов потребления для объектов жилищного фонда, а также предприятий и организаций общественного назначения, культурно-бытовых, торговых и прочих предприятиях, расположенных на территории городского поселения Волоколамск " приняты среднегодовые нормативы накопления бытовых отходов для населения городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района "адрес" из расчета на 1-го жителя благоустроенного жилого фонда, а также неблагоустроенного жилого фонда. Также для объектов социальной сферы с учетом крупногабаритного мусора, для медицинских учреждений, культурно-просветительских и спортивных учреждений, зон отдыха, предприятий бытового обслуживания населения, гостиничных комплексов, административных учреждений с учетом крупногабаритного мусора, предприятий общественного питания, комплексов и предприятий общественного и личного транспорта, торговых предприятий и складских комплексов, развлекательных и оздоровительных комплексов, объектов жилищно-коммунального комплекса, садоводческих некоммерческих товариществ.
Решение подписано председателем Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района "адрес" и опубликовано в газете " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления " к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3), определяет виды негативного воздействия на нее (ст. 16).
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 19 указанного Федерального закона нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 7-ФЗ к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся, в числе других, и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, а также нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" иные нормативы в области охраны окружающей среды могут устанавливаться в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Совет депутатов городского поселения Волоколамск, установив среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для объектов жилищного фонда, а также предприятий и организаций общественного назначения, культурно-бытовых, торговых и прочих предприятиях, расположенных на территории городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района "адрес" на основании отчета, разработанного ФГУП Институт организаций технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве " Ингоргтехком " от 2009 года вышел за пределы своей компетенции.
Оспариваемое прокурором решение органа местного самоуправления городского поселения Волоколамск противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает его недействующим полностью и не подлежащим применению.
Поскольку нормативный акт применялся в течение длительного времени, на основании этого акта были реализованы права и обязанности как населения городского поселения Волоколамск так и организаций, оказывающих услуги по вывозу твердых бытовых отходов, с учетом положений п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), суд полагает необходимым признать решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N " Об утверждении норм накопления отходов потребления для объектов жилищного фонда, а также предприятий и организаций общественного назначения, культурно-бытовых, торговых и прочих предприятиях, расположенных на территории городского поселения Волоколамск " недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Суд не соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о пропуске срока на обжалование нормативного акта, как не основанными на законе.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решение суда после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании, в котором публикуются нормативные акты Совета депутатов городского поселения " Волоколамск " Волоколамского муниципального района "адрес" в газете " "адрес" ".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета депутатов городского поселения " Волоколамск " Волоколамского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N " Об утверждении норм накопления отходов потребления для объектов жилищного фонда, а также предприятий и организаций общественного назначения, культурно-бытовых, торговых и прочих предприятиях, расположенных на территории городского поселения Волоколамск ".
Сообщение о решении суда подлежит публикации в газете " "адрес"".
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд "адрес".
СУДЬЯ: В.С.ОШУРКО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.