Решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2012 г.
(Извлечение)
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Недюжина Н.В.,
при секретаре Муренец Е.В.,
с участием:
заявителя - заместителя прокурора Таратушкина А.Б.
заинтересованного лица представителей Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района ФИО4, согласно доверенности от 09.08.2012 года и ФИО5, согласно доверенности от 09.08.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тбилисского района о признании правового акта органа местного самоуправления недействующим,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тбилисского района Краснодарского края обратился в суд с заявлением, в котором просил решение Совета от 27.04.2012 года N "Об установлении нормативов потребления ТБО для предпринимателей, юридических лиц (собственников, арендаторов, пользователей) нежилых помещений, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" признать недействующим с момента его принятия.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что решением Совета Тбилисского сельского поселения от 27.04.2012 года N установлены нормативы потребления ТБО для предпринимателей и юридических лиц. Данное решение принято незаконно, с существенным превышением полномочий органов местного самоуправления, в связи с чем подлежит отмене. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.2012 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" определен порядок разработки и утверждения нормативов и лимитов образования отходов производства и потребления. Таким образом органы местного самоуправления не наделены законодателем правом утверждения лимитов и нормативов образования отходов. Однако, решением Совета Тбилисского сельского поселения от 27.04.2012 года N, в нарушением ч.ч. 1,2,3,4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды", установлены нормативы потребления ТБО, установление и расчет которых отнесено законодателем к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представители заинтересованного лица - Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, требования прокурора не признали, просили в их удовлетворении отказать. Указали, что Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области охраны окружающей среды относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах сельского поселения и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора является одним из вопросов местного значения сельского поселения. Согласно ст. 17 указанного Федерального закона органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов в целях решения вопросов местного значения. Следовательно, органы местного самоуправления вправе осуществлять правовое регулирование в указанной сфере деятельности. Одним из доводов протеста является довод о том, что органы местного самоуправления не обладают полномочиями по вопросам нормирования в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Установлением решением норм потребления ТБО не направлено на обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранение биологического разнообразия, в связи с чем данные нормы накопления не отвечают признакам нормативов в области охраны окружающей среды. Считают, что при принятии решения Совет Тбилисского сельского поселения Тбилисского района не вышел за пределы компетенции, установленной законодательством.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как видно из материалов 27 апреля 2012 года Советом Тбилисского сельского поселения Тбилисского района было принято решение N "Об установлении нормативов потребления ТБО для предпринимателей, юридических лиц (собственников, арендаторов, пользователей) не жилых помещений расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района", которым установлены нормативы потребления ТБО.
Однако, согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.2012 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" определен порядок разработки и утверждения нормативов и лимитов образования отходов производства и потребления.
Таким образом, органы местного самоуправления не наделены законодателем правом утверждения лимитов и нормативов образования отходов.
В соответствии с ч 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 191-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Тбилисского района удовлетворить в полном объеме.
Признать недействующим с момента принятия решение Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района N от 27 апреля 2012 года "Об установлении нормативов потребления ТБО для предпринимателей, юридических лиц (собственников, арендаторов, пользователей) не жилых помещений расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района".
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий \подпись\
Копия верна: Судья Н.В. Недюжин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.