Донецкий городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования и Российской Федерации к ООО "Полигон" об устранении нарушений экологического законодательства. В обоснование требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ООО "Полигон" на территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке ... кв.м с кадастровым номером ... в ... метрах на восток относительно жилого ... по .... По результатам указанной проверки выявлены нарушения экологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, допускаемые ООО "Полигон". Ответчик осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности на основании лицензии, выданной на данный вид деятельности 31.05.2010 года. Согласно приложению к лицензии N ОП - 001244 от 31.05.2010 ООО "Полигон" вправе производить сбор, транспортировку и размещение на полигоне твердых бытовых промышленные отходы органического природного происхождения, другие отходы от переработки и рафинирования продуктов растительного происхождения. К указанной группе отходов относятся и жидкие отходы из жироотделителей, содержащих растительные жировые отходы, являющиеся отходами IV класса опасности. В ходе проверки установлено, что на территории полигона поступающие жидкие отходы из жироотделителей, содержащих растительные жировые отходы, хранятся не в металлических емкостях, а на временной площадке, которая также не оборудована в соответствии с требованиями указанными в проекте размещение отходов нормативов образования и лимитов размещения отходов. Кроме того, в нарушение нормативов образования лимитов отходов и лимитов на их размещение, разрешающих хранение указанного вида опасного отхода в количестве ... т., в котловане хранилось ... т. жидких отходов органического происхождения. Накопление ООО "Полигон" жидких отходов в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства, привело к распространению специфического неприятного запаха на территории города. В связи с чем прокурор просил признать деятельность ООО "Полигон" по размещению жидких отходов органического происхождения на территории полигона твердых бытовых отходов в ... незаконной, обязать ООО "Полигон" закрыть плотным водонепроницаемым материалом поверхность котлована от воздействия климатических факторов окружающей среды с целью избежания проникновения запаха в атмосферу в срок до 10.06.2012г, не осуществлять прием данного вида отхода от ООО "Астон" и других организаций до обеспечения условий их временного хранения в металлических емкостях, как это предусмотрено проектом нормативов образования и лимитов размещения отходов и паспортом опасного отхода, передать жидкие отходы органического происхождения, хранящиеся в котловане на территории полигона для твердых бытовых отходов, лицензированным организациям в срок до 01.09.2012г, в связи с несоответствием требованиям экологического законодательства ликвидировать котлован для временного хранения жидких отходов органического происхождения в течение года с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Донецка Сохаревич Г.И. отказалась от п.2 заявленных требований в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора в этой части. Просила суд признать деятельность ООО "Полигон" по размещению жидких отходов органического происхождения на территории полигона твердых бытовых отходов в ... незаконной, обязать ООО "Полигон" прекратить прием жидких отходов органического происхождения от ОАО "Астон" и других организаций до оборудования территории полигона металлическими цистернами для хранения жидких отходов органического происхождения, обязать ООО "Полигон" оборудовать территорию полигона металлическими цистернами для хранения жидких отходов органического происхождения в течение года со дня вступления решения в законную силу, обязать ответчика передать жидкие отходы органического происхождения, хранящиеся в котловане на территории полигона для твердых бытовых отходов, лицензированным организациям в срок до 01.09.2012г, обязать ООО "Полигон" ликвидировать котлован для временного хранения жидких отходов органического происхождения в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика Войтов В.Б. иск прокурора ... признал, пояснил, что ответчиком в добровольном порядке устранены нарушения экологического законодательства и выполнен п. 2 исковых требований прокурора - на территории полигона для твердых бытовых отходов создан специализированный котлован для временного хранения органических отходов растительного происхождения (жиров растительного происхождения), его поверхность оборудована специальным покрытием, препятствующим проникновению в атмосферу запаха отходов и их испарению.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования и Российской Федерации, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов, под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В силу со ст.ст.11, 15 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность здоровья человека.
Согласно ст.22 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Право граждан на благоприятную среду закреплено в Конституции РФ и Федеральном Законе "Об охране окружающей среды".
Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.
Данное конституционное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст.76 ФЗ "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Одним из оснований для обращения в суд служит обеспечение права на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В судебном заседании установлено, что 22.05.2012 г. прокуратурой ... проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ООО "Полигон" на территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке ... кв.м с кадастровым номером ... в ... метрах на восток относительно жилого .... (л.д.49-51).
По результатам проверки выявлены нарушения экологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, допускаемые ООО "Полигон", который осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности на основании лицензии, выданной на данный вид деятельности 31.05.2010 г. (л.д.10,11,12,13,14,15,26-27).
ООО "Полигон" вправе производить сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение на полигоне твердых бытовых промышленных отходов органического природного происхождения (животного и растительного ФККО 100 000 000 0000), других отходов от переработки и рафинирования продуктов растительного происхождения (ФККО 198 000 000 0000), согласно приложению к лицензии N ОП-29-001244 от 31.05.2010 (л.д. 28-33,34-38).
К указанной выше группе отходов относятся и жидкие отходы из жироотделителей, содержащих растительные жировые отходы (ФККО 125 001 00 00 00 4), являющиеся отходами IV класса опасности в соответствии с Классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. 30.07.2003), которые могут оказывать различную степень негативного воздействия на окружающую среду и благополучие населения (л.д.46).
На основании договора N 21/07 от 07.07.2011г. жидкие отходы органического происхождения доставлялись ОАО "Астон" из ... с января 2011 года по 10.05.2012 года для размещения на территории ООО "Полигон" с целью последующей передачи лицензированной организации ООО "Экоплюс". В настоящее время на территории полигона в котловане, размещенном на месте выработанного каменного карьера, хранятся промышленные отходы в количестве ... т. (л.д.44-45,47).
Согласно проекту нормативов образования и лимитов размещения отходов, размещение жидких отходов указанной группы должно производится на производственной площадке в металлических ёмкостях объемом ... куб.м. или на открытой площадке для временного хранения в котловане, размещенном на месте выработанного каменного карьера, дно которого сцементировано единым глиняным замком и выложено плотной полиэтиленовой пленкой. В соответствии с паспортом опасного отхода (жидкие отходы из жироотделителей, содержащих растительные жировые отходы) доставляемого ОАО "Астон" на территорию полигона, твердые бытовые отходы ООО "Полигон" должны временно хранится в металлических ёмкостях. В нарушение указанных требований, ООО "Полигон" размещало поступающие отходы не в металлических ёмкостях, а на временной площадке, которая также не оборудована в соответствии с требованиями указанными в проекте размещение отходов нормативов образования и лимитов размещения отходов, что подтверждается фотографиями, зафиксировавшими самопроизвольное переливание отходов в другой котлован, не имеющий изолирующего слоя, препятствующего миграции загрязняющих веществ по почвенному профилю по системе сообщающихся сосудов, который с целью сокрытия нарушений сразу же засыпался грунтом. (л.д.52-54).
В нарушение нормативов образования лимитов отходов и лимитов на их размещение, разрешающих хранение указанного вида опасного отхода в количестве ... т., в котловане хранилось 499,140 т. жидких отходов органического происхождения. Накопление ООО "Полигон" жидких отходов в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, привело к распространению специфического неприятного запаха на территории города, не позволяющего его жителям воспользоваться правом на благоприятную окружающую среду.
С учетом указанных обстоятельств, суд считает требования прокурора ... о принятии мер по обеспечению надлежащего хранения отходов производства на территории полигона правомерными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования и Российской Федерации к ООО "Полигон" об устранении нарушений экологического законодательства - удовлетворить.
Признать деятельность ООО "Полигон" по размещению жидких отходов органического происхождения на территории полигона твердых бытовых отходов в ... незаконной.
Обязать ООО "Полигон" прекратить прием жидких отходов органического происхождения от ОАО "Астон" и других организаций до оборудования территории полигона металлическими цистернами для хранения жидких отходов органического происхождения.
Обязать ООО "Полигон" оборудовать территорию помещения твердых бытовых отходов металлическими цистернами для хранения жидких отходов органического происхождения в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ООО "Полигон" передать жидкие отходы органического происхождения, хранящиеся в котловане на территории полигона для твердых бытовых отходов, лицензированным организациям в срок до 01.09.2012.
Обязать ООО "Полигон" в связи с несоответствием требованиям экологического законодательства ликвидировать котлован для временного хранения жидких отходов органического происхождения в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Н.А. Лобода
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.