ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело N 2- 854/12
04 мая 2012 года г.Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова на Дону в составе:
Председательствующего судьи Котельниковой Л.П.
Прокурора Киселевой И.Ю.
Секретаря Колодько В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Туапсинского Транспортного Прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, третье лицо на стороне истца Туапсинское городское правление Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к ОАО " Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов, филиал ОАО "РЖД" о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений закона в сфере защиты прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Туапсинский Транспортный Прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, третье лицо на стороне истца Туапсинское городское правление Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" обратился в суд с иском к ОАО " Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов, филиал ОАО "РЖД" о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений закона в сфере защиты прав инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что Туапсинской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов управления социальной защиты населения в Туапсинском районе, Туапсинского филиала ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", муниципальной градостроительной инспекции по соблюдению правил землепользования и застройки управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинского района, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка обеспечения прав инвалидов на доступное пользование железнодорожным транспортом на территории, поднадзорной Туапсинской транспортной прокуратуре. Проверкой Железнодорожного вокзала станции Туапсе, а также железнодорожной станции Шепси установлено, что указанные объекты транспортной инфраструктуры находятся на балансе Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО "РЖД".В производственный комплекс железнодорожного вокзала Туапсе входят следующие строения и сооружения: здание вокзала, здание кассового павильона, здание туалета, сходы на тоннеле, пешеходный тоннель, посадочная платформа, боковая пассажирская платформа, пассажирская промежуточная платформа.В производственный комплекс железнодорожной станции Шепси входят следующие строения и сооружения: здание вокзала с постом ЭЦ, пассажирская промежуточная платформа, пассажирская боковая платформа, грузовая платформа. Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества, включающее в себя право инвалидов на доступность объектов инженерной и социальной инфраструктур закреплено Европейской социальной хартией от ДД.ММ.ГГГГ, а также Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ. Конституция Российской Федерации закрепляет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального Закона N 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам. Настоящей проверкой выявлены те же нарушения законодательства что и ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о бездействии и непринятии мер по обеспечению доступности объектов транспорта, владельцем транспортной инфраструктуры -ОАО "РЖД. Несмотря на то, что здания и сооружения железнодорожного вокзала Туапсе, а также станции Шепси, были возведены до введения в действие норм, устанавливающих основные технические параметры оборудования зданий и сооружений, в соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение их минимальных потребностей. Часть 7 ст. 5 Закона, устанавливает, что в случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, из содержания норм закона следует, что при отсутствии технической возможности обеспечить потребности инвалидов в доступности инфраструктуры, владелец обязан по согласованию с общественными объединениями инвалидов определить и обеспечить минимальные нужды инвалидов. Как установлено проверкой, на сегодняшний день, каких-либо мер обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп граждан с учетом мнения общественных объединений инвалидов, владельцем инфраструктуры - ОАО "РЖД", принято не было, согласования с общественными организациями инвалидов не проводились. Согласно сведениям поступившим в Туапсинскую транспортную прокуратуру, в настоящее время Дирекцией железнодорожных вокзалов разработано техническое задание на реконструкцию вокзального комплекса Туапсе. Однако, как следует из представленных документов, каких-либо конкретных мероприятий направленных на обеспечение потребностей маломобильных групп граждан техническое задание не содержит.
При этом, согласно положению о Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиал ОАО "РЖД", на структурное подразделение возлагается обязанность по соблюдению требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации. Кроме того, основными задачами на дирекции являются текущее содержание и ремонт зданий вокзалов, павильонов, посадочных платформ и других основных фондов, находящихся на балансе Региональной дирекции, удовлетворение в полном объеме спроса населения на услуги, представляемые на вокзалах. В основные функции дирекции входит своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт вокзалов, павильонов, посадочных платформ и других объектов вокзального комплекса. Выявленные нарушения законодательства не позволяют маломобильным группам граждан фактически воспользоваться своими правами, устанавливаемыми и гарантируемыми действующим законодательством. Таким образом, ОАО "РЖД" нарушило права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно социально-незащищенной группы - инвалидов. При этом, необходимо учесть, что, улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государственной программой РФ "Доступная среда" на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.
В судебное заседание явилась старший помощник транспортного Прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Киселева И.Ю., представила ходатайство об отказе от иска, в связи с добровольным удовлетворением требований, указав на то, что последствия отказа, предусмотренные ст.221 ГПК РФ известны.
Представитель ответчика ОАО " Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов, филиал ОАО "РЖД" по доверенности Гущин М.С. в судебное заседание явился,, представил план проводимых мероприятий, не возражал против прекращения производства по делу.
Туапсинское городское правление Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в судебное заседание не явилось, уведомлено надлежащим образом, в отношении него дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ.
Судом участвующим в деле сторонам разъяснены последствия отказа истца от иска, предусмотренные ст. 220 абз. 4, 221 ГПК РФ, в соответствии с которым истец не сможет обратиться в суд с этим же иском, по этим же основаниям, к этому же ответчику.
Учитывая, что отказ истца от иска не нарушает прав и законных интересов иных лиц, у суда имеются основания для принятия отказа истца от иска и прекращения производства по делу. Руководствуясь ст. ст. 220 абз.4, 221 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ Транспортного Прокурора от иска.
Производство по гражданскому делу по иску Туапсинского Транспортного Прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, третье лицо на стороне истца Туапсинское городское правление Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к ОАО " Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов, филиал ОАО "РЖД" о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений закона в сфере защиты прав инвалидовпрекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение пятнадцати дней.
Судья Л.П. Котельникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.