Зерноградский районный суд Ростовской области в составе :
Председательствующего судьи Дворниковой Т.Б.
С участием прокурора Даниленко Д.А.
При секретаре Кроливецкой Я.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
"адрес" в интересах неопределенного круга лиц к МО " "адрес"" о понуждении принять в муниципальную собственность жилые квартиры по адресу "адрес" и инженерные коммуникации к жилым домам сети водоснабжения протяженностью 310 погонных метров
УСТАНОВИЛ:
"адрес" обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с первоначальным иском к Муниципальному образованию " "адрес"" об обязании зарегистрировать право собственности на объекты коммунально-бытового назначения- жилой дом по адресу "адрес" (ранее "адрес") и инженерные коммуникации к жилым домам стация "адрес" - сети водоснабжения протяженностью 310 кв.м в "адрес" отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование этих требований указал, что Правительством РФ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р предписано Минимуществу России передать в собственность муниципальных образований "адрес" определенные федеральные объекты коммунально-бытового назначения, которые находились в хозяйственном ведении ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога ". Согласно Распоряжению Правительства Российской от 17.10.2002 года N1453-р передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна быть завершена до 31.12. 2004 года в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года N235. В перечень передаваемых в собственность муниципального образования " "адрес" " относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении Федерального государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказская железная дорога" Министерства путей сообщения РФ объектов коммунально-бытового назначения входят в том числе жилой дом, расположенный на станции "адрес", инженерные коммуникации к жилым домам станция "адрес" - сети водоснабжения протяженностью 310 кв. м, По мнению прокурора, обязанность принятия в муниципальную собственность спорных объектов недвижимости возложена на администрацию в силу закона. Постановлением "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ " О принятии в муниципальную собственность "адрес" объектов жилищно-коммунального хозяйства федерального государственного унитарного предприятия СКЖД МПС РФ " указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства безвозмездно приняты из федеральной собственности в муниципальную собственность. Право собственности на указанные объекты не оформлялось. По мнению прокурора, заявленные исковые требования приняты с целью обеспечения конституционных прав граждан на проживание в помещениях соответствующих требованиям безопасности, санитарным нормам и правилам. Непринятие спорных объектов в собственность администрации "адрес" приводит к нарушению прав граждан, являющихся потребителями питьевой воды "адрес", вследствие наличия сетей водопровода, являвшихся неотъемлемой частью общего водопровода "адрес", без надлежащего обслуживания содержания. В спорном доме не выбран ни один из предусмотренных жилищным законодательством способов управления жилым домом. Отсутствие надлежащего ухода за домом способствует его разрушению, приведение в непригодное состояние, чем нарушаются права граждан. Просил удовлетворить заявленные требования.
Впоследствии прокурор уточнил в порядке ст.39 ГПК РФ первоначальные требования и просил обязать Муниципальное образование " "адрес" " в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять в муниципальную собственность квартиры N 1,2,4,5,6,7,8 расположенные в жилом доме по адресу "адрес" (ранее "адрес" ) и инженерные коммуникации к жилым домам станция "адрес" : сети водоснабжения протяженностью 310 погонных метров.
В суде участвующий по делу пом.прокурора Даниленко Д.А. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Андрющенко О.А. иск не признала. Ссылалась на то, что Порядок передачи имущества, нахождение которого в федеральной собственности не допускается, установлен частью 11 ст.154 ФЗ от 22.08.2004 года N122 -ФЗ, согласно которой решение о передаче такого имущества в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено Правительством Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия этого решения, устанавливается Правительством Российской Федерации. Полагает, что прокурор, заявляя требования, не предоставил доказательств подтверждающих соблюдение установленного законодательством порядка передачи упомянутых объектов в муниципальную собственность, обосновал заявленные требования на нормах не действующего в настоящее время закона. Так же считает, что не предоставлено никаких доказательств в обоснование иска входили ли спорные сети водопровода в план приватизаций предприятий. Не имеется никаких данных состоит ли участок водоснабжения на балансе ресурсоснабжающей организации, не представлены технические документы сети водоснабжения. Спорные участки находятся на территории разных муниципальных образований. Полагает, что разводящая сеть к жилым дома N1, 27 и ж.д. на 61 км в "адрес" протяженностью 310 п.м при обслуживании конкретных жилых домов в соответствии с положениями Жилищного Кодекса относится к общему имуществу в данных многоквартирных домах. "адрес", не представлено необходимого пакета документов,сформированного в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. Решения Росимущества в отношении спорных обьектов не принималось. Так же заявила, что в данном случае нет определенного круга лиц в интересах, которых заявлен настоящий иск, так как круг определен жильцами дома.
Привлеченные по делу в качестве третьих лиц Осовская Н.Н., Глушкова Т.Н., Розенталь Е.М., Зоз И.В., Ильиш А.А. возражали об удовлетворении требований прокурора "адрес". Полагают, что в данном случае нарушаются их права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
Глушакова Н.В. заявила, что является собственником занимаемой квартиры с ДД.ММ.ГГГГ согласно договора на передачу ей жилого помещения в собственность и требования о передаче ее квартиры в муниципальную собственность неправомерно.
Привлеченные третьи лица просили дело рассмотреть в их отсутствие, адресовали суду заявления, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав спорные стороны, третье лицо Ильиша А.А., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Суд исходит из следующего.
Перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями осуществляется в порядке и на основании Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 154, в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691, таким федеральным органом исполнительной власти является Росимущество.
Для принятия решений о передаче имущества тому или иному публично-правовому образованию требуются соответствующие документы.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374.
После предоставления в отношении указанного имущества пакетов документов, сформированных в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374, Росимущество рассматривает вопрос о его передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность в установленном порядке.
Судом установлено, что согласно распоряжению Правительства РФ от 03.04.2003 года N420-р из федеральной собственности в собственность муниципального образования " "адрес" " были переданы в том числе жилые дома, расположенные на станции "адрес" по адресу N, "адрес", разводящая сеть к жилым домам протяженностью 310 погонных метров.
Данное имущество было принято и внесено в Реестр мунииципальной собственности и передано на баланс МКП "Служба Заказчика " по ЖКУ "адрес" ( в ДД.ММ.ГГГГ предприятие передано в муниципальную собственность Зерноградского городского поселения на основании Областного закона Ростовской области от 15.03.2007 года N664-ЗС" О внесении изменения в Областной закон " О местном самоуправлении в Ростовской области ".) Из реестра муниципальной собственности "адрес" указанное имущество было исключено и не значится.
Действия органа местного самоуправления по исключению имущества из Реестра муниципальной собственности "адрес" не оспаривались и не признаны не законными.
Решения суда о признании права муниципальной собственности района на указанные спорные объекты не имеется.
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 15.03.2007 года N664-ЗС " О внесении изменения в областной закон " О местном самоуправлении в Ростовской области " в собственность Зерноградского городского поселения передано муниципальное казенное предприятие " Служба Заказчика " по жилищно-коммунальным услугам по адресу "адрес"
Из материалов дела следует, что к моменту рассмотрения возникшего спора в двухэтажном восьмиквартирном жилом доме по адресу "адрес" (ранее "адрес") поставновлением Главы "адрес" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за N присвоена нумерация квартир: N, в которой проживает семья Глушковой Т.Н., N- семья Осовской Н.Н, N - семья Стариловой Е.Е.( Ильиш А.А. ), N- семья Юркевич В.Г., N- -семья Глушаковой Н.В., N -семья Зоз И.В., N семья Розенталь Е.М.
Судом установлено, что жилые квартиры заселены на законных основаниях.
В силу Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 Жилые помещения, заселенные до вступления этого закона не подлежат освобождению гражданами.
Квартира Глушаковой Н.В. принадлежит ей на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается регистрационным удостоверением Бюро технической инвентаризации N от ДД.ММ.ГГГГ. Требования о передаче данной квартиры в муниципальную собственность лишает фактически собственника его прав на это имущество без каких-либо на то оснований, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Правительство Российской Федерации Постановлением от 14.07.2006 N 437 признало утратившим силу ранее действовавшее Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", на котором обосновывал заявленные требования прокурор "адрес".
Инициируя требования в части инженерных коммуникаций- сети водоснабжения, прокурором не представлены документы на эти участки водопроводных сетей, как объекты они не поименованы, не имеется характеристик, данных о наличии притязаний на спорные участки инженерных сетей.
Статьей 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Истец исходил из толкования пункта 2 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1, Приложения N 3 к нему, согласно которому объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий)
Пунктом 5 названного Постановления, предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в п. 2 Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п. 3 названного Постановления).
Пунктом 2 Положения о порядке передачи социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, предусмотрено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе, сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В плане приватизации предприятия (изменениях в плане приватизации предприятия), включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность города (района) соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 4 названного Положения).
Между тем не установлено, входило ли это имущество в перечень объектов, не подлежащих приватизации, и подлежало ли оно передаче в муниципальную собственность. Поскольку обстоятельства о принадлежности спорного имущества к муниципальной собственности истцом не доказаны правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В данном случае в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ бремя доказывания возложена на истца.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что в обоснование заявленных требований прокурор "адрес" не предоставил доказательств подтверждающих соблюдение установленного законодательством порядка передачи упомянутых объектов в муниципальную собственность, как и перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества, в которых расположены жилые помещения, сформированных согласно п. 1 указанного постановления.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В иске "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к МО " "адрес"" о понуждении МО "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять в муниципальную собственность жилые квартиры N 1,2,4,5,6,7, 8 по адресу "адрес" (ранее "адрес") и инженерные коммуникации к жилым домам, станция "адрес" :сети водоснабжения протяженностью 310 погонных метров отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2012 года
Судья Т.Б. Дворникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.