Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.
при секретаре Ломакиной К.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-5187/12 по иску Ломака Л.В. к МУ "Управлением социальной защиты населения Кировского района г. Ростова-на-Дону", Министерству труда и социального развития Ростовского области об обязании присвоить звание "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с данными исковыми требованиями ссылаясь на то, что является получателем пенсии по старости с 09.06.2012 года. 05 августа 2002 года постановлением правления АО "Росбытсоюз" и президиума ЦК общероссийского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий N 106/4 награждена значком "Отличник бытового обслуживания населения", о чем выдано удостоверение от 05.08.2002 года. В июне 2011 года Ломака Л.В. обратилась к ответчику МУ УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", а также приложила необходимые документы. Ответчик письмом N 1462 от 14.06.2011 года возвратил истцу документы, в присвоении звания "Ветеран труда" отказал в связи с тем, что значок "Отличник бытового обслуживания населения" не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда". С указанным решением не согласна, в связи с чем, истец просит обязать ответчика МУ "Управление социальной защиты населения Кировского района г. Ростова-на-Дону направить в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении Ломака ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, звания "Ветеран труда". Обязать ответчика Министерство труда и социального развития "адрес" подготовить проект распоряжения Правительства Ростовской области о присвоении Ломака ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, звания "Ветеран труда" и внести его на рассмотрение Правительства (Губернатора) Ростовской области.
Истец, представитель ответчика МКУ "УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону" в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Дело в отсутствие неявившихся лиц, рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца по ордеру Какасьев Р.Н. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерство труда и социального развития Ростовской области по доверенности Рахманова А.Х. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в"); защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б" и "ж" части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения - издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2).
Из приведенных положений статей 71 и 72 Конституции РФ в их взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1) и 7 (часть 1), определяющих Российскую Федерацию как правовое социальное государство, а также статьи 2, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства, и статьи 18, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, следует, что защита прав и свобод человека и гражданина, установление и надлежащее функционирование правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, как и осуществление конституционной обязанности государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности должны обеспечиваться и органами государственной власти Российской Федерации, и органами государственной власти каждого из ее субъектов.
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции РФ, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года N 1-П, Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1997 года N 13-О).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (статья 76, часть 5 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 7 ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда" награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как следует из п. 4 указанной статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются: ордена, медали, почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами; Почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.
Судом установлено, что июне 2011 года Ломака Л.В. обратилась к ответчику МУ УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Согласно письма N 1462 от 14.06.2011 года возвратил истцу документы, в присвоении звания "Ветеран труда" отказал в связи с тем, что значок "Отличник бытового обслуживания населения" не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", так как Российский союз предприятий и организаций бытового обслуживания населения не входит в структуру федеральных органов власти (л.д. 6).
Согласно удостоверения, выданного Президиумом АО "Росбытсоюз" и Президиумом ЦК профсоюза от 05.08.2002 г. Ломака Л.В. награждена нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения" (л.д. 7).
Как следует из информационного письма НО "Российское объединение работодателей серы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз" в соответствии с Федеральным Законом от 27.11.02г. N156-ФЗ "Об объединениях работодателей" создано некоммерческое объединение "Российское объединение работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз", которое в соответствии со ст. 13 имеет равные права с профсоюзами и органами государственной власти по представительству своих интересов, а также является членом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. ОР "Росбытсоюз" создан на базе АО "Росбытсоюз" в соответствии с требованиями ФЗ N 156-ФЗ и является правопреемником АО "Росбытсоюза", который, в свою очередь согласно юридическому статусу (с.З Устава) является правопреемником "Российского государственного союза объединений предприятий и организаций бытового обслуживания населения", которому на основании Постановления СМ РСФСР от 06.07.90г. были переданы функции упраздненного Минбыта РСФСР. Учитывая, что в системе министерств и ведомств Правительства РФ отрасль бытового обслуживания не значится, поэтому следует руководствоваться общими принципами правопреемства гражданского законодательства а также равенством конституционных прав граждан (применительно к лицам, награжденным значком "Отличник бытового обслуживания населения" в прошлом и в настоящее время - "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества"). В соответствии с вышеизложенным, награда значком "Отличник бытового обслуживания населения", производимая совместным решением Правления НО "Росбытсоюз" и Президиума ЦК отраслевого профсоюза подпадает под статус ведомственных знаков отличия в труде, дающая право присвоения звания "Ветеран труда" (ст.7 ФЗ от 12.01.95г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с последующими изменениями и дополнениями) (л.д.8).
Согласно общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 г. N 412, в ред. от 23.04.2009 г.), к ведомственным нагрудным знакам, знакам, значкам относится нагрудный значок "Отличник бытового обслуживания населения" Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что АО "Росбытсоюз", являясь объединением работодателей, не относится к органам власти, награждавших работников в конкретных областях народного хозяйства и выданный им нагрудный знак не дает основания для присвоения звания "Ветеран труда", не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие государственного ведомства в сфере бытового обслуживания населения, а также отсутствие Перечня ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда" не может умалять трудовые заслуги истицы и ее права на получение указанного звания. При осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого, различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 4 названного Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 N 541-ЗС решение о присвоении звания "Ветеран труда" принимается Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области и оформляется распоряжением Администрации Ростовской области.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными, подлежат удовлетворению и за Ломака Л.В. следует признать право на присвоение звания "Ветеран Труда".
Руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МУ "Управление социальной защиты населения Кировского района г. Ростова-на-Дону направить в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении Ломака ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, звания "Ветеран труда".
Обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области подготовить проект распоряжения Правительства Ростовской области о присвоении Ломака ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, звания "Ветеран труда" и внести его на рассмотрение Правительства (Губернатора) Ростовской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2012 года.
СУДЬЯ
:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.