Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Ракуц В.С.
при секретаре Гончарь В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4280/12 по иску Никифоровой ФИО5 к ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании ОАО СК "РОСТРА" прекратившей свою деятельность
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, ссылаясь на то, что состояла в трудовых отношениях с ОАО ОС "РОСТРА". В настоящее время указанным страхователем хозяйственная деятельность не ведется, фактическое местонахождение его неизвестно, в связи с чем, просит установить факт, имеющий юридическое значение, а именно, признать, что страхователь фактически прекратил деятельность, установление данного факта необходимо заявителю для целей получения пособия по беременности и родам и по уходу до 1,5 лет в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик) на основании части 4 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), согласно которой застрахованным лицам, в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, назначение и выплата указаниях пособий осуществляются территориальным органом страховщика. Как указывает заявитель, получить в досудебном порядке документы, подтверждающие, что страхователь фактически прекратил свою деятельность, невозможно по следующим причинам. Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 129-ФЗ При этом пунктом 2 этой же статьи определено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее -решение о предстоящем исключении). Согласно пунктам 3, 4 данной статьи вышеуказанное решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати для направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления). При этом в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Исходя из буквального смысла нормативных положений указанной статьи, регистрирующий орган выявляет лишь признаки; недействующего юридического лица для последующей инициации упрощенной процедуры исключения данного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Вместе с тем, данным государственным органом не издается (не составляется) какой-либо документ, позволяющий окончательно признать юридическое лицо прекратившим свою деятельность. При этом, как было указано выше, при поступлении соответствующих Заявлений, например, от кредиторов данного юридического лица, процедура исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц прекращается.
Таким образом, для целей обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, применение статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, равно как и издаваемых (принимаемых) в рамках установленной данной статьей процедуры документов (решений) регистрирующего органа, невозможно при установлении юридически значимого факта прекращения деятельности страхователем, не исполнившим законно установленную обязанность выплатить социальное пособие, гарантируемое государством.
Поскольку на настоящий момент страхователь не ликвидирован в установленном порядке, не исключен из единого государственного реестра юридических лиц, но фактически не ведет хозяйственную деятельность" истец просит суд признать ОАО СК "РОСТРА" прекратившим свою деятельность.
В судебное заседание явилась представитель ответчика, действующая на основании доверенности ФИО4, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Истец в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело в отсутствие не явившегося истца рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец состояла в трудовых отношениях с ОАО СК "РОСТРА" на основании трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ и была принята на должность ведущего специалиста Дополнительного офиса в "адрес".
В соответствии состатьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в свя-зи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) ипунктом10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 101, выплата пособий по обязательному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Таким образом, по общему правилу, обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством вложена на работодателя.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в следующих случаях: прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за (пособиями), невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных (средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
В настоящее время указанным страхователем хозяйственная деятельность не ведется, фактическое местонахождение его неизвестно, в связи с чем, просит установить факт, имеющий юридическое значение, а именно, признать, что страхователь фактически прекратил деятельность.
При этом заявитель указывает, что установление данного факта необходимо ей для целей получения пособия по беременности и родам и по уходу до 1,5 лет в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик) на основании части 4 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об акционерных обществах" общество прекращает свою деятельность в результате его ликвидации.
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок ликвидации предусмотрен ст. 22 вышеуказанного закона.
Вместе с тем, заявителем подано заявление о прекращении деятельности ОАО СК "РОСТРА", однако, признание прекратившим деятельность возможно лишь в отношении индивидуального предпринимателя и некоммерческой организации, а не в отношении юридического лица, в частности ОАО. В отношении юридического лица предусмотрен иной порядок путем обращения в арбитражный суд. Кроме того, установление факта, указанного заявителем, действующим законодательством не предусмотрено.
При этом, истцом не представлено доказательств, чем нарушены ее права и законные интересы. Так она вправе обратиться в организацию-работодателю за выплатой пособия либо в Фонд социального страхования, а в случае отказа, вправе его оспорить.
В связи с чем, суд полагает заявленные требования Никифоровой Е.В. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Никифоровой ФИО6 к ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании ОАО СК "РОСТРА" прекратившей свою деятельность отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 17 августа 2012 года.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.