Решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 23 июля 2012 г.
(Извлечение)
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Шоркиной А.В.,
при секретаре Гайдуковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Планидиной Татьяны Николаевны к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Планидина Т.Н. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. В обоснование своих требований указала, что в соответствии с ордером N от ДД.ММ.ГГГГ ей и членам ее семьи предоставлена жилая площадь, состоящая из трех комнат, расположенная по адресу: "адрес", "данные изъяты" "адрес". На основании распоряжения Правительства РФ N-р от ДД.ММ.ГГГГ военный городок N, расположенный на территории "адрес" входил в состав закрытых военных городков. В августе 2011 года распоряжением Правительства РФ N-р военный городок N, расположенный на территории "адрес", исключен из раздела "Вооруженные силы РФ" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов Федеральной службы безопасности". В связи с этим она обратилась руководителю ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ" с просьбой о выдаче разрешения на приватизацию жилого помещения, предоставленному ей и членам ее семьи для постоянного проживания.
На ее обращение руководитель ФГУ "Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений Министерства РФ ответил, что не обладает полномочиями по принятию решений о приватизации жилого фонда. Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилую площадь, расположенную по адресу: "адрес", "данные изъяты".
В судебном заседании истец ФИО5 поддержала свои требования.
Ответчик - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, соответчик - Министерство обороны РФ, привлеченное по инициативе суда к участию в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, дело в их отношении рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2 Закона).
Исходя их смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Следовательно, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть, предоставлено законом в равной мере всем нанимателям и членам их семей (с их согласия).
Согласно ст. 6 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в кооперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации N-р от ДД.ММ.ГГГГ из перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС Российской Федерации и органов ФСБ, исключена позиция - "адрес".
Согласно информационному письму Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) в настоящее время Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в общую собственность.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Таким образом, бездействие ответчиков по передаче гражданам квартир в частную собственность, занимаемых ими по договору социального найма не позволяет истцам реализовать свое право на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В ходе судебного заседания установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11) истец ФИО9 и члены ее семьи: муж - ФИО7, сын - Планидин Дмитрий Валерьевич, сын - Павлюков Сергей Александрович, невестка - Павлюкова Анастасия Николаевна вселены в "адрес", квартал имени маршала Ефимова, "адрес".
Из технического паспорта (л.д.60-62) следует, что общая площадь квартиры составляет 65,1кв.м. Из справок (л.д.69-71) следует, что ранее истец и члены ее семьи в приватизации жилья не участвовали. Как следует из согласий все проживающие члены семьи истца дают свое согласие на приватизацию квартиры за истцом (л.д. 65-68).
Проанализировав нормы законодательства, в частности, абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", суд приходит к выводу, что законодатель указал, что военнослужащие должны получать в собственность только те жилища, которые находятся в федеральной собственности, и только через тот федеральный орган исполнительной власти, в подведомственных которому структурах военнослужащий проходил военную службу. Таким образом, законом возложена на Министерство обороны Российской Федерации обязанность предоставлять определенным категориям увольняемых военнослужащих в собственность те жилые помещения, которые Министерство обороны Российской Федерации построило или закупило в избранном ими месте жительства.
Из анализа вышеприведенных статей Закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим и членам их семей дано специальное право на приватизацию того жилого помещения, которое было ими получено во время военной службы от Министерства обороны Российской Федерации, по достижении общей выслуги военной службы 20 лет и более после их увольнения с военной службы, в избранном постоянном месте жительства.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из п. и) вышеуказанного Постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Обстоятельств, препятствующих передаче истцу в собственность, в порядке приватизации, занимаемого жилого помещения судом не установлено.
Поскольку судом установлено, что истцы занимают жилое помещение на законном основании, иного жилья не имеют, ранее в приватизации не участвовали, жилое помещение было предоставлено для постоянного проживания, что подтверждается ордером, истец и его жена пользуется и несут бремя по его содержанию и не по зависящим от них причинам не могут воспользоваться своим правом на его приватизацию, достигли обоюдного соглашения между всеми проживающими в жилом помещении лицами о порядке его приватизации, то суд полагает, что право собственности на указанное жилое помещение может быть признано в судебном порядке в равных долях по 1/2 доли каждому из истцов.
В соответствии с п. б ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как усматривается из материалов дела, Планидина Т.Н. относятся к категории, граждан на которых распространяются социальные гарантии, в том числе и предоставлении жилья, установленные ФЗ "О статусе военнослужащих", что так же является основанием для удовлетворения заявленных истцами исковых требований, поскольку занимаемая ими квартира не относится к числу служебных жилых помещений и в составе закрытого военного городка не состоит.
Руководствуясь ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Планидиной Татьяны Николаевны к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Планидиной Татьяной Николаевной право собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 65,1 кв.м., жилой площадью 39,5 кв.м., расположенную по адресу: "адрес" "данные изъяты", "адрес" - в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2012 года.
Судья А.В. Шоркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.