Решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 30 октября 2012 г.
(Извлечение)
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Шоркиной А.В.,
при секретаре Гайдуковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Зинатуллина Марата Бариевича, Зинатуллиной Зои Васильевны к Министерству обороны РФ, ФГУ "Юное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, третье лицо ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны" о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Зинатуллин М.Б., Зинатуллина З.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГУ "Юное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации, в обосновании иска указав на то, что Зимин П.П. в соответствии с договором социального найма жилого помещения N 67 от 16 июня 2012 года Новочеркасская КЭЧ района предоставила истцам в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 3-х комнат в квартире общей площадью 67,44 кв.м., расположенной по адресу: "данные изъяты" для проживания. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают наниматель квартиры - Зинатуллин М.Б., и члены его семьи жена Зинатуллина З.В., дочь - Зинатуллина М.М. Истцы приняли решение приватизировать занимаемую ими по договору найма квартиру с передачей квартиры в их собственность. 24 апреля 2012 г. истцы обратился в ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ" с заявлением о бесплатной передаче в собственность квартиры, занимаемой его семьей на условиях договора социального найма, однако на указанное заявление им ответили отказом, сославшись на то, что признание собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
До судебного заседания истцы предоставили заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ считает Министерство обороны РФ ненадлежащим ответчиком в связи с тем, что оно не имеет полномочий по принятию решений о передаче гражданам в собственность жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в порядке приватизации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 г. N 1470 военный городок N 8 г. Миллерово исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является правопреемником Новочерасской КЭЧ района, а согласно Устава Учреждения, утвержденного Министром обороны РФ, ведет учет федерального недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ, а также осуществляет действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества Вооруженных Сил РФ.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в отзыве просил суд в случае непредставления истцом документов, подтверждающих его неучастие в приватизации в удовлетворении исковых требований отказать, а также пояснил, что в соответствии с Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России решает и выполняет задачи по организации учёта, контроля за использованием имущества Вооружённых сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом по решениям (заданиям) Министерства обороны РФ. При этом ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ. Полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не предусмотрено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий не поступало. На этом основании ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не является уполномоченным органом, который вправе принимать решения о приватизации. Также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, просит рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Ответчик - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, дело в их отношении рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, слушание дела отложить не просили, суд признал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных участников судебного разбирательства.
Суд, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В ст. 217 ГК РФ указано, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 1 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2 Закона).
Исходя их смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть, предоставлено законом в равной мере всем нанимателям и членам их семей (с их согласия).
Согласно ст. 6 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в кооперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из смысла вышеприведённых норм, истец наделен правом на бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации N-р от ДД.ММ.ГГГГ из перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС Российской Федерации и органов ФСБ, исключена позиция - "адрес".
Согласно информационному письму ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ (л.д.16) в настоящее время в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в общую собственность.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Таким образом, бездействие ответчиков по передаче гражданам квартир в частную собственность, занимаемых ими по договору социального найма не позволяет истцам реализовать свое право на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из п. и) вышеуказанного Постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Как следует из п. и) вышеуказанного Постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Кроме того, в п.1 ст. 15 Федерального Закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указано о том, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядокпредоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В ходе рассмотрения данного дела судом установлено, что согласно справке Отдела ВКРО по г. Миллерово, Миллеровскому и Тарасовскому районам Зинатуллин М.Б. является майором запаса, с 15.12.1997 года уволен с военной службы в запас по сокращению штатов. Общая продолжительность военной службы составляет 24 года.
Согласно договору социального найма жилого помещения от 16.06.2010 года N 67 (л.д. 13), и ордера N 576 от 02 октября 1995 года Зинатуллину М.Б. и его членам семьи выдана квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты" Суд приходит к выводу, что данное жилое имущество относится к той категории имущества, которое может являться объектом приватизации, является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ. Согласно техническому паспорту жилого помещения от 28.09.2011г. квартира состоит из трех комнат, общей площадью 65,1 кв.м., в том числе жилой 39,6 кв. м. по адресу: "данные изъяты" (л.д. 26-29). ФИО2 обращался с заявление на приватизацию жилого помещения в ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны РФ и в приватизации жилого обеспечения было отказано на основании того, что в соответствии с Уставом, утверждённым Министром обороны РФ полномочий по принятию решений о приватизации жилого фонда не предусмотрено (л.д. 16, 20). Кроме того, как следует из справок, предоставленных Администрацией Миллеровского городского поселения и Комитета по управлению имуществом Миллеровского района Зинатуллин М.Б. и Зинатуллина З.В. в периоды с 28.09.1993 г. по 30.11.2006 г. и с 01.12.2006г. по настоящее время на территории муниципального образования "Миллеровское городское поселение" в приватизации муниципального жилищного фонда не участвовали (л.д. 21-24) Член семьи Зинатуллина М.Б. - дочь Зинатуллина М.М. отказалась от участия в приватизации квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 25).
Таким образом, из материалов дела установлено, что с 1995г. Зинатуллин М.Б. и Зинатуллина З.В. проживают на территории Миллеровского района в спорной квартире, до обращения в суд право на приватизации им не было реализовано. Они несут бремя содержания квартиры, оплачивает коммунальные услуги, о чём свидетельствует лицевой счёт истца (л.д.17).
С учетом того, что Зинатуллин М.Б. и Зинатуллина З.В. проживают в спорном жилом помещении с 1995 г., вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на жильё не оспаривается, ранее истцами не использовалось право на приватизацию жилого помещения, суд считает, что приведённые выше основания и доказательства являются достаточными и правомерными для удовлетворения требований истцов.
При этом суд принимает во внимание, что Зинатуллина М.М., имеющая равные права с истцом в отношении спорного жилого помещения, осуществляя своей волей и в своем интересе свои права, в том числе, и право выбора способа на судебную защиту своих жилищных прав, в своём заявлении самостоятельно выразила отказ от приватизации жилого помещения расположенного по адресу: "адрес", что расценено судом как свободное волеизъявление лиц, которые в соответствии со ст. 9 ГК РФ по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, и данное обстоятельство не препятствует принятию решения по заявленным требованиям.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 217 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации",
РЕШИЛ:
Признать за Зинатуллиным Маратом Бариевичем право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 65,1 кв.м., жилой площадью 39,6 кв.м., расположенную по адресу: "данные изъяты" - в порядке приватизации.
Признать за Зинатуллиной Зоей Васильевной право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 65,1 кв.м., жилой площадью 39,6 кв.м., расположенную по адресу: "данные изъяты" - в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья А.В. Шоркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.