Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
с участием истца Калинина О.Г.,
представителя истцов - адвоката Веригиной Н.Н.,
представителя ответчика Беспалого Ю.А.,
при секретаре Ларковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина О.Г. к Администрации г. Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Калинин О.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Новошахтинска, в котором просил ответчика заключить с ним, Калининым О.Г., проживающим по адресу: "адрес", договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в 1 квартале 2013 года.
В обоснование своих требований указал, что он является собственником квартиры N ... в доме N ... по "адрес" на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 27.05.2006, удостоверенного нотариусом г. Новошахтинска Ростовской области З.В.ЭЗ. 27.05.2006, и зарегистрированного в реестре нотариуса за номером .... Право собственности на квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.06.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия ... N ... от 22.06.2006, выданным Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ростовской области.
В квартире зарегистрирован и проживает 1 человек: он, Калинин О.Г., собственник квартиры, что подтверждается справкой о составе семьи N ... от 29.05.2012.
Дом N ... по "адрес", в котором он проживает, признан непригодным для постоянного проживания, и включен в список домов, ставших в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности на основании решения Новошахтинского районного суда Ростовской области от 21.05.2009 (Дело N ...).
Он в список граждан, проживающих в ветхом жилье, находящемся на подработанном участке горного отвода шахты "Западная-Капитальная" ОАО "Ростовуголь" включен, и ему положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 33 кв.м., из расчета 33 кв.м. х 1 чел.
Согласно Предварительному графику переселения граждан из ветхих жилых домов по проектам ликвидации шахт на период до 2010 года, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы N 245 от 26.07.2007, их дом запланирован был на переселение на 2010 год. Однако в нарушение установленного графика его семья не расселена до настоящего времени.
В 2009 году он стал бить тревогу и писать письма в различные организации: в Администрацию города Новошахтинска, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, с просьбой разрешить вопрос с переселением его квартиры.
Из ответа N ... от 18.05.2011, полученного им из Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области следует, что из-за значительного уменьшения объема средств федерального бюджета на переселение граждан из ветхого жилья, приобретение для него в настоящий момент времени жилья невозможно. Средства, выделенные из федерального бюджета на реализацию программных мероприятий в 2011 году, использованы в полном объеме. Аналогичное письмо он получил и в 2012 году, из которого вновь видно, что денежные средства, выделенные из федерального бюджета на реализацию программных мероприятий в 2012 году, также все использованы в полном объеме.
Таким образом, считает, что Администрация необоснованно отказывает ему в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, так как плановый срок его переселения давно истек, а так же необоснованно указывает ему на приоритетное финансирование долевого участия в строительстве многоквартирных домов и малоэтажного строительства.
Согласно п. 13 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005, гражданин имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
В судебном заседании истец Калинин О.Г. уточнил заявленные требования в части времени заключения договора, изменив его с первого квартала 2013г. на 2013 г. без указания квартала, в остальном поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца - адвокат Веригина Н.Н. поддержала уточненные требования по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Администрация г. Новошахтинска не исполняет ею же установленные сроки переселения, уклоняется от заключения договора на приобретение жилья на вторичном рынке жилья, хотя уже 7 семей уже переселены, поэтому отказ в переселении её доверителя считает несостоятельным.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска - Беспалый Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что на настоящий момент остаются не переселёнными 1728 семей, включённых в основные списки на переселение ещё угольными предприятиями города в период с 1995 по 2000 годы. Данные граждане подлежат переселению в первоочерёдном порядке. Истец имеет право на переселение при поступлении финансирования на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтёрских городов в части содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого. Считает, что право истца администрацией г. Новошахтинска не нарушено, просит в иске отказать.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Л.Ю.В. пояснила, что знает семью истцов, которые проживают в доме N ... по "адрес". Данный дом находится в ужасном состоянии.На втором этаже нет окон, в подъезде постоянно вода, отходит штукатурка.
Свидетель К.В.П. в судебном заседании пояснил, что знает истцов, поскольку с 1983 года по 2010 год он проживал в доме N ... по "адрес". Он переселился из данного дома и получил квартиру по "адрес". Дом в ужасном состоянии,обваливается штукатурка, в квартире сырость, печное отопление, туалет разобран. В соседнем подъезде был пожар, после чего жить в доме стало очень опасно.
Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в ветхом, подлежащем сносу доме N ... по "адрес" в квартире N .... Истец является собственником данной квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 27.05.2006, удостоверенного нотариусом г. Новошахтинска Ростовской области З.В.ЭЗ. 27.05.2006, и зарегистрированного в реестре нотариуса за номером ... (л.д. 12), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия ... N ... от .. .. .. (л.д. 13),
Установлено, что истец по настоящее время зарегистрирован и проживает в квартире N ... по "адрес", что подтверждается справкой о составе семьи N ... от 29.05.2012 (л.д. 6) и отметкой в копии паспорта истца (л.д. 10).
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 21.05.2009 истец включен в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой "Западная-Капитальная" ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 14). Данный список ? утвержден приказом Росэнерго от 15.07.2005 N 131. В соответствии с предварительным графиком переселения граждан из ветхих жилых домов по проектам ликвидации шахт на период до 2010 года, он должен был быть переселен в 2010 году.
Согласно сообщению Министерства территориального развития, архитектуру и градостроительства Ростовской области от 30.05.2011 (л.д. 15), обращение по вопросу переселения из ветхого жилья рассмотрено. Сообщают, что согласно информации администрации г. Новошахтинска её семья включена в дополнительные списки граждан, подлежащих отселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В связи с чем, 14.04.2010 от Калинина О.Г. . и З.А.С. . администрацией города приняты заявления на предоставление социальных выплат с целью их использования в долевом строительстве жилого дома по адресу: "адрес"). Учитывая, что по состоянию на 01.01.2011 в г. Новошахтинске не переселено более 1800 семей, включенных в основные списки на переселение по проектам ликвидации угольных предприятий ОАО "Ростовуголь", утвержденные в период с 1995 года, отселить её семью в первоочередном порядке не представилось возможным. Средства, выделенные из федерального бюджета на реализацию программных мероприятий в 2011 году, использованы в полном объеме. На основании изложенного вопрос переселения её семьи будет рассмотрен при поступлении дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию программы.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 за N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона РФ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцом ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Однако, проведение "выборочного" переселения из ветхого жилья, а также то, со времени, указанном в предварительном графике переселения по настоящее время с истцом не заключен договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов истцов. Указанные обстоятельства суд полагает установленными в судебном заседании.
Суд также учитывает, что законодатель, предусматривая выделение денежных средств для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, не определяет приоритетные направления, наравне с приобретением жилья на первичном рынке указывается и вторичный, в связи с чем, ограничивая свободу истца в выборе жилья, предоставляемого для переселения из ветхого, и навязывая по непонятным суду причинам переселение именно в строящиеся дома, Администрация г. Новошахтинска действует вразрез с действующим законодательством, ограничивая при этом конституционное право истца на получение мер социальной поддержки, в связи с чем суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с Калининым О.Г., проживающим по адресу: "адрес", договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 22 августа 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.