Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Говорун А.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Родионово-Несветайского района Кривошапка А.Н.,
представителя ответчика - Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения Близнюк Н.Н.,
представителя ответчика ООО "Жилищник" Тимофеева С.П.,
при секретаре Белой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Родионово-Несветайского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Жилищник", Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения об обязании организовать горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов, детских образовательных учреждений и обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения (теплоснабжения) в соответствии с установленными нормами,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Родионово-Несветайского района Ростовской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО "Жилищник", Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения об обязании организовать горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов, детских образовательных учреждений и обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения (теплоснабжения) в соответствии с установленными нормами.
В обоснование своих требований прокурор Родионово-Несветайского района ссылается на то, что в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части обеспечения устойчивого горячего водоснабжения потребителей на территории Родионово-Несветайского района.
Установлено, что Новошахтинский участок ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" осуществляет поставку природного газа потребителям в пределах участка.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Жилищник" и ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" заключен договор поставки газа N, согласно которому ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" обязалось поставлять газ и оказывать соответствующие услуги, а ООО "Жилищник" принять и оплатить поставленный газ на условиях договора газоснабжения.
В целях теплоснабжения, горячего водоснабжения населения и объектов социальной сферы муниципального образования, ООО "Жилищник" эксплуатирует имеющиеся на балансе котельные, расположенные по адресам: "адрес" и "адрес" в "адрес", используя природный газ, поставляемый ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону".
В связи с образовавшейся задолженностью ООО "Жилищник" по оплате потребленного газа на основании письма газоснабжающей организации - ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", силами Новошахтинского участка ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" и филиала "Несветайрайгаз" ОАО "Ростовоблгаз", подача коммунального ресурса - природного газа в вышеуказанные котельные была прекращена.
Это привело к тому, что на территории сл. Родионово-Несветайская с ххх часов ххх минут ДД.ММ.ГГГГ до настоящего момента не осуществляется снабжение горячей водой некоторых социально значимых объектов, а именно, МБДОУ "Ладушка", расположенного по адресу: "адрес", и МБДОУ "Тополёк", расположенного по адресу: "адрес", а также МБДОУ "Родионово-Несветайская СОШ N7", расположенного по адресу: "адрес"
Кроме того, прекращено снабжение горячей водой многоквартирных (двухэтажных) жилых домов N расположенных на "адрес", а также многоквартирного (двухэтажного) жилого дома N N, расположенного на "адрес" в "адрес".
Уведомления указанным выше абонентам организацией ООО "Жилищник" о прекращении подачи горячей воды не направлены.
В соответствии с п. 10 ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Пунктом 2 ст. 5 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 той же статьи ЖК РФ, Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), "коммунальные услуги" -
это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному
водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. "Исполнителем" коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. "Коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
ООО "Жилищник" является исполнителем коммунальных услуг на территории сл. Родионово-Несветайская.
Согласно п. 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 49 Правил предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда, устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 85 Правил, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам установлено, что допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца и 4 часа единовременно. Перебои в водоснабжении жилых домов на период времени, превышающий установленный Правилами, влечет нарушение жилищных прав граждан, что является недопустимым.
Согласно п.п. 75, 76 Правил, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель также несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных слуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг,если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Вопреки указанным выше требованиям федерального законодательства, ООО "Жилищник" с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не осуществляет предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению МБДОУ "Ладушка", МБДОУ "Тополёк", жилых домов N N, расположенных на "адрес", а также многоквартирного (двухэтажного) жилого дома N N, расположенного на "адрес" в "адрес". При этом причиной прекращения предоставления коммунальной услуги является наличие задолженности по оплате потребленного газа перед газоснабжающей организацией ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", что не может быть расценено как обстоятельство непреодолимой силы. Вины потребителей, в отношении которых прекращено предоставление коммунальной услуги, в образовании у ООО "Жилищник" задолженности по оплате потребленного газа, не имеется.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Потребители коммунальной услуги горячего водоснабжения, в отношении которых прекращено ее предоставление, расположены на территории Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области.
Согласно п. 114 Правил, контроль за их соблюдением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.
На основании ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исходя из ст. 44 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, утверждение схем теплоснабжения поселений, в том числе определение единой теплоснабжающей организации, согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из ст. 23 того же Федерального Закона, развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения. При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями:резервирование системы теплоснабжения;бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и
системы теплоснабжения в целом;живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы
теплоснабжения в целом.
Обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения потребителей.
При этом в соответствии с п.п. 1, 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тепловая энергия - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление), теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Таким образом, под теплоснабжением понимается деятельность, связанная со снабжением горячей водой (паром) систем отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий и технологических потребителей, а также деятельность по поддержанию резервной тепловой мощности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Устава муниципального образования "Родионово-Несветайское сельское поселение" (далее - Устав), принятого решением Собрания депутатов Родионово-Несветайского сельского поселения от 21.01.2011 N 93, к вопросам местного значения Родионово-Несветайского сельского поселения относится организация в границах Родионово-Несветайского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч. 1 ст. 28 Устава, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Родионово-Несветайское сельское поселение", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
Исходя из ч. 4 ст. 28 Устава, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения является главным распорядителем средств бюджета Родионово-Несветайского сельского поселения, предусмотренных на содержание Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения и реализацию возложенных на нее полномочий.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Устава, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения под руководством Главы Родионово-Несветайского сельского поселения организует в границах Родионово-Несветайского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Согласно п. 5 ст. 2 ЖК РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Исходя из п. 7 ст. 5 ЖК РФ, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. N прокурором района Главе Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения водоснабжения населения.
Согласно ответу Главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения полагает, что указанный вопрос не относится к компетенции поселения, так как водоснабжением населения занимается коммерческая организация ООО "Жилищник".
Между тем Администрацией сельского поселения, исходя из ответа на представление прокурора, какие-либо конкретные меры либо действия, направленные на восстановление горячего водоснабжения населения и социально-значимых объектов, в том числе, предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федеральным законом N 190-ФЗ "О теплоснабжении", не приняты. Какие-либо правовые акты, направленные на восстановление нарушенных прав граждан, не приняты, право на их судебную защиту в порядке гражданского судопроизводства не реализовано, иными способами надежность теплоснабжения потребителей не обеспечена.
Согласно ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.1 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Исходя из ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку неисполнением договорных отношений со стороны ООО "Жилищник" и бездействием Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения нарушаются права неопределенного круга лиц, которые проживают либо временно находятся в многоквартирных жилых домах по указанным ранее адресам, а также детей, которые обучаются либо могут в последующем обучаться в МБДОУ "Ладушка", МБДОУ "Тополёк", МБДОУ "Родионово-Несветайская СОШ N7" и их родителей, прокурор Родионово-Несветайского района обращается в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ООО "Жилищник" и Администрацию Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района организовать горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов N N расположенных на "адрес", многоквартирного жилого дома N N, расположенного на "адрес" в "адрес", а также МБДОУ "Ладушка", расположенного по адресу: "адрес", МБДОУ "Тополёк", расположенного по адресу: "адрес", МБДОУ "Родионово-Несветайская СОШ N7", расположенного по адресу: "адрес" и обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения (теплоснабжения) в соответствии с установленными нормами. Учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к причинению значительного ущерба неопределенному круг лиц, а также длительность допущенных ответчиками нарушений, просит обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Родионово-Несветайского Кривошапка А.Н. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. При этом дополнительно пояснил, что необходимость в обращении решения суда к немедленному исполнению имеется, поскольку замедление исполнения решения суда может привести к причинению значительного ущерба неопределенному круг лиц.
В судебном заседании представитель ответчика ООО "Жилищник" - генеральный директор ООО "Жилищник" Тимофеев С.П. исковые требования прокурора Родионово-Несветайского района признал частично. При этом пояснил, что он понимает, что создалась ненормальная ситуация, что воду надо подавать, однако ООО "Жилищник" не может заплатить за газ. ООО "Жилищник" в настоящее время оформляет кредит. Ими предпринимаются все меры, чтобы возобновить подачу горячей воды, но без поддержки они не смогут существовать. ООО "Жилищник" поставляет теплоэнергию, подает водоснабжение, занимается вывозом мусора. В связи с занижением платы за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению они не добрали ххх рублей. В настоящее время Постановление Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения N 142 отменено. Котельные находятся в собственности ООО "Жилищник", сейчас они не функционируют. Им не поставляет газ ООО "Газпроммежрегионгаз Ростов-на-Дону", так как по поставке есть задолженность. Горячая вода не подается с ххх час. ДД.ММ.ГГГГ. Ему досталась организация с большими долгами. Сейчас ими подано исковое заявление в Арбитражный суд на взыскание задолженности с Родионово-Несветайской школы в размере ххх рублей. Он разговаривал с зам. директора по поставке газа. Они (ООО "Жилищник") оплачивают текущие счета, а их списывают на долги. По населению задолженность ххх рублей. Он неоднократно обращался за помощью в администрацию района, но ответа так и не поступило. Он также разговаривал с главой сельского поселения. У них с собственниками заключены договора старого типа, и если они не перезаключены, то они считаются пролонгированными. Он предложил Министерству ЖКХ и администрации района провести проверку всей их (ООО "Жилищник") финансово-экономической деятельности.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения сельского поселения - заведующая сектором ЖКХ и земельно-имущественных отношений - Близнюк Н.Н., исковые требования прокурора Родионово-Несветайского района не признала. При этом пояснила, что в соответствии с требованиями 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" администрация сельского поселения занимается вопросами местного значения, в том числе и водоснабжением. Для решения снабжения населения горячей водой действует ООО "Жилищник", которое также является управляющей организацией МКД. Администрация поселения не может просто так дать деньги, им необходимо знать, какие договора заключены, и что по ним делается. Считает, что Администрацию поселения должны были предупредить для того, чтобы они могли принять необходимые меры. Если бы уведомили об отключении, они бы приняли какие-то меры. Администрации поселения в ДД.ММ.ГГГГ года стало известно, что отключено горячее водоснабжение. ООО "Жилищник" является управляющей компанией с ДД.ММ.ГГГГ г. С ДД.ММ.ГГГГ. администрацией поселения никаких мер на случай прекращения подачи горячей и холодной воды не предпринималось, в этом не было необходимости. После отключения горячей воды администрация поселения обратилась в прокуратуру, чтобы провести проверку в ООО "Жилищник", чтобы те отчитались о своей деятельности, так как администрация поселения им не доверяет. Перед администрацией поселения ООО "Жилищник" так и не отчиталось. Схемы теплоснабжения в администрации поселения нет, никаких программ также не имеется. Отдельных путей по теплоснабжению нет. Администрация поселения не знает, чем необходимо помочь ООО "Жилищник".
Выслушав помощника прокурора Родионово-Несветайского района, представителей ответчиков, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения искового заявления прокурора Родионово-Несветайского района по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Суд отмечает, что ст. 9 ГК РФ определяет право граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им права.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах. В случае несоблюдения вышеуказанных требований, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Исследуя обоснованность завяленных требований, суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должная доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Жилищник" и ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" заключен договор поставки газа N, согласно которому ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" обязалось поставлять газ и оказывать соответствующие услуги, а ООО "Жилищник" принять и оплатить поставленный газ на условиях договора поставки газа.
Согласно п.3.3. договора поставщик имеет прав ограничить и/или полностью прекратить поставку газа покупателю и не несет за это имущественную ответственность, в том числе в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушение сроков оплаты за поставленный газ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" и ООО "Жилищник" было заключено дополнительное соглашение N к договору поставки газа N, в соответствии с которым срок действия договора продлен по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной в материалы дела справке генерального директора ООО "Жилищник" за N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО "Жилищник" является единственным поставщиком тепловой энергии и подачи ГВС в многоквартирные жилые дома и муниципальные учреждения (МБОУ СОШ N 7, МБДОУ детский сад "Ладушка", МБДОУ детский сад "Тополек"), расположенные в сл. Родионово-Несветайская.
Установлено, что в целях теплоснабжения, горячего водоснабжения населения и объектов социальной сферы муниципального образования, ООО "Жилищник" эксплуатирует имеющиеся в собственности котельные, расположенные по адресам: "адрес" и "адрес" в "адрес", используя природный газ, поставляемый ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа".
В обоснование исковых требований прокурор Родионово-Несветайского района ссылается на то, что в связи с образовавшейся задолженностью ООО "Жилищник" по оплате потребленного газа на основании письма газоснабжающей организации, силами Новошахтинского участка ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" и филиала "Несветайрайгаз" ОАО "Ростовоблгаз", подача коммунального ресурса - природного газа в вышеуказанные котельные была прекращена.
Суд отмечает, что факт прекращения поставки газа ответчиками не оспаривается. Прекращение поставки газа привело к тому, что на территории "адрес" с ххх часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ до настоящего момента не осуществляется снабжение горячей водой некоторых социально значимых объектов, а именно, МБДОУ "Ладушка", расположенного по адресу: "адрес", и МБДОУ "Тополёк", расположенного по адресу: "адрес", а также МБДОУ "Родионово-Несветайская СОШ N7", расположенного по адресу: "адрес"
Кроме того, прекращено снабжение горячей водой многоквартирных (двухэтажных) жилых домов N, расположенных на "адрес", а также многоквартирного (двухэтажного) жилого дома N расположенного на "адрес" в "адрес".
Уведомления указанным выше абонентам организацией ООО "Жилищник" о прекращении подачи горячей воды не направлены.
Исследуя обоснованность заявленных требований, суд учитывает, что в соответствии с п. 10 ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Пунктом 2 ст. 5 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 той же статьи ЖК РФ, Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила), коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению,горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Установлено и ответчиками не оспаривается, что ООО "Жилищник" является исполнителем коммунальных услуг на территории сл. Родионово-Несветайская. Из материалов дела следует, что подача горячего водоснабжения в детские учреждения осуществляется ООО "Жилищник" на основании контрактов на отпуска тепловой энергии, а подача горячего водоснабжения в многоквартирные дома на основании договоров.
Согласно п.2.1 Устава ООО "Жилищник", целью общества является насыщение российского и зарубежного рынков товарами и услугами, производимыми и предоставляемыми обществом, а также получение прибыли.
В соответствии с п.2.2. Устава ООО "Жилищник", к основным видам деятельности общества относятся, в том числе: оказание жилищно-коммунальных услуг, эксплуатация взрывоопасных производственных объектов, обеспечение населения и других потребителей тепловой энергией, деятельность по производству электрической и тепловой энергии,
Согласно п. 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 49 Правил предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда, устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 85 Правил, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам установлено, что допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца и 4 часа единовременно. Перебои в водоснабжении жилых домов на период времени, превышающий установленный Правилами, влечет нарушение жилищных прав граждан, что является недопустимым.
Согласно п.п. 75, 76 Правил, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель также несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных слуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг,если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
В силу п.1 ст. 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Установлено, что вопреки указанным выше требованиям федерального законодательства, ООО "Жилищник" с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не осуществляет предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению МБДОУ "Ладушка", МБДОУ "Тополёк", жилых домов N, расположенных на "адрес", а также многоквартирного (двухэтажного) жилого дома N N, расположенного на "адрес" в "адрес", что не оспаривается сторонами и подтверждается письмом начальника Управления образования Родионово-Несветайского района от ДД.ММ.ГГГГ за N и письмом заместителя главы Администрации района по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ за N.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что причиной прекращения предоставления коммунальной услуги является наличие задолженности по оплате потребленного газа перед газоснабжающей организацией, что не может быть расценено как обстоятельство непреодолимой силы. Суд отмечает, что вины потребителей, в отношении которых прекращено предоставление коммунальной услуги, в образовании у ООО "Жилищник" задолженности по оплате потребленного газа, не имеется.
Неисполнением ООО "Жилищник" договорных отношений и непредставлением коммунальной услуги горячего водоснабжения населению и в детские учреждения нарушаются права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать ООО "Жилищник" организовать горячее водоснабжение вышеуказанных многоквартирных жилых домов и детских учреждений и обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения (теплоснабжения) в соответствии с установленными нормативами.
Ссылки генерального директора ООО "Жилищник" на отсутствие денежных средств не могут быть приняты судом во внимание, поскольку единственным основанием, освобождающим в этой связи продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей гражданско-правовой ответственности за непредоставление коммунальных услуг, может служить лишь доказанный им факт действия непреодолимой силы. Однако доказательств существования данного факта ООО "Жилищник" не представило.
Исследуя доводы искового заявления в части, касающейся Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения, суд полагает, что основания для удовлетворения требований прокурора в отношении Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения имеются.
Так, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Из материалов дела следует, что потребители коммунальной услуги горячего водоснабжения, в отношении которых прекращено ее предоставление, расположены на территории Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района, Ростовской области.
Суд отмечает, что согласно п. 114 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, контроль за их соблюдением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.
Суд обращает внимание на то, что в соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Как следует из ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с чч.1-5 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:
1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;
2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;
3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;
4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;
5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;
7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций и организаций, владеющих источниками тепловой энергии, утвержденными уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами в порядке, установленном правилами согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями:
1) резервирование системы теплоснабжения;
2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом;
3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.
Согласно ч.8 ст. 23 данного Федерального закона, обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения потребителей.
В соответствии с п.п. 1, 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тепловая энергия - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление), теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Таким образом, под теплоснабжением понимается деятельность, связанная со снабжением горячей водой (паром) систем отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий и технологических потребителей, а также деятельность по поддержанию резервной тепловой мощности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Устава муниципального образования "Родионово-Несветайское сельское поселение" (далее - Устав), принятого решением Собрания депутатов Родионово-Несветайского сельского поселения от 21.01.2011 N 93, к вопросам местного значения Родионово-Несветайского сельского поселения относится организация в границах Родионово-Несветайского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч. 1 ст. 28 Устава, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Родионово-Несветайское сельское поселение", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
Исходя из ч. 4 ст. 28 Устава, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения является главным распорядителем средств бюджета Родионово-Несветайского сельского поселения, предусмотренных на содержание Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения и реализацию возложенных на нее полномочий.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Устава, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения под руководством Главы Родионово-Несветайского сельского поселения организует в границах Родионово-Несветайского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Суд отмечает, сто согласно п. 5 ст. 2 ЖК РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Исходя из п. 7 ст. 5 ЖК РФ, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за исх. N прокурором района Главе Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения водоснабжения населения.
Согласно ответу Главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N, Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения полагает, что решает вопросы местного значения в пределах своих полномочий и указывает, что для решения снабжения населения горячей водой действует организация ООО "Жилищник", которая является собственником инженерных сетей, то есть является ресурсоснабжающей организацией.
Суд отмечает, что из ответа Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения на представление прокурора не следует того, что Администрацией поселения приняты какие-либо конкретные меры либо действия, направленные на восстановление горячего водоснабжения населения и социально-значимых объектов, обеспечение надежности теплоснабжения потребителей, в том числе предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федеральным законом N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Таким образом, представленные доказательства, установленные фактические обстоятельства дела, вышеприведенные нормы в совокупности позволяет суду сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора также и в части, касающейся администрации поселения, поскольку органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения и водоснабжения населения.
В ходе рассмотрения дела Администрацией Родионово-Несветайского сельского поселения не представлено доказательств принятия мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, доказательств наличия схемы теплоснабжения, равно как и доказательств тому, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Администрацией поселения предпринимались какие-либо реальные действия, направленные на восстановление нарушенных прав граждан, связанных с получением услуги по горячему водоснабжению и обеспечения надежности теплоснабжения потребителей.
Суд отмечает, что возражения представителя Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения сводятся к тому, что Администрации поселения необходимо указать, что конкретно делать в данной ситуации. Вместе с тем суд полагает, что принятие соответствующих решений, осуществление ряда действий и мер, направленных на организацию обеспечения горячего водоснабжение на территории поселения, относится непосредственно к компетенции самого Родионово-Несветайского сельского поселения.
Доводы представителей ответчиков, касающиеся взаимоотношений между ООО "Жилищник" и Администрацией Родионово-Несветайского сельского поселения суд отвергает, поскольку отношения между двумя юридическими лицами не касаются конечных потребителей - граждан поселения, права которых на получение услуги по горячему водоснабжению нарушаются в данном случае.
Иные, приведенные в судебном заседании доводы представителей ответчиков, суд во внимание не принимает, поскольку они не указывает на наличие оснований для отказа в иске.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Суд полагает, что в данной ситуации прокурор имеет право на обращение в суд с исковым заявлением, поскольку неисполнением договорных отношений со стороны ООО "Жилищник" и бездействием Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения нарушаются права неопределенного круга лиц, которые проживают либо временно находятся в многоквартирных жилых домах по указанным ранее адресам, а также детей, которые обучаются либо могут в последующем обучаться в МБДОУ "Ладушка", МБДОУ "Тополёк", МБДОУ "Родионово-Несветайская СОШ N7" и их родителей, прокурор Родионово-Несветайского района обращается в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что горячее водоснабжение отсутствует в детских учреждениях, многоквартирных жилых домах, суд полагает, что ввиду отсутствия в ряде детских учреждений дополнительных источников нагрева воды, вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения суда может привести к причинению значительного ущерба неопределенному круг лиц, в том числе социально незащищенным категориям граждан, в связи с чем, принимая во внимание длительность допущенных ответчиками нарушений, считает возможным обратить к немедленному исполнению решение суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Жилищник" и Администрацию Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района организовать горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов N, расположенных на "адрес" в "адрес", многоквартирного жилого дома N, расположенного на "адрес" в "адрес", а также МБДОУ "Ладушка", расположенного по адресу: "адрес", МБДОУ "Тополёк", расположенного по адресу: "адрес", МБДОУ "Родионово-Несветайская СОШ N7", расположенного по адресу: "адрес" и обеспечить
предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения (теплоснабжения) в соответствии с установленными нормативами.
Обратить к немедленному исполнению решение суда.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Родионово-Несветайский судебный участок Новошахтинского районного суда Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.В. Говорун
Решение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.