2-3445/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2012 года г. Ростов - на - Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова - на - Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
с участием адвоката Сивак А.М.
при секретаре Турилиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Равоева ФИО12, Яковлевой ФИО13, действующих также и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону о признании незаконным исключения семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи", обязании восстановить в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015 годы",
УСТАНОВИЛ:
Равоев А.П., Яковлева Н.Я., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице законных представителей обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконным исключения семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи", обязании восстановить в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015 годы", указав, что Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ростова - на - Дону от 03.03.2009 N 83 они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (без постановки на квартирный учет) с составом семьи 5 человек:Равоев А.П., его супруги - Яковлева Н.Я и 3 дочери ФИО11: ФИО14 ФИО3, ФИО4, с целью возможности включения их в списки для участия в областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006-2010годы.
Распоряжением администрации Октябрьского района г. Ростова - на - Дону от 24.06.2011 N 426 внесены изменения в состав семьи в связи с рождением сына.
В конце апреля 2012 года при очередном обращении в администрацию Октябрьского района г. Ростова - на - Дону им сообщено, что при формировании списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом 2012 г. истец с семьей не был включен в списки в с вязи с тем, что возраст Равоева А.П. превысил 35 лет.
На заказное письмо с уведомлением от 26.04.2012 и обращения к директору Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова - на - Дону ответа не последовало.
Из администрации Октябрьского района г.Ростова - на - Дону получен ответ о не включении их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2010, 2011 годах.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, представили суду заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Равоева А.П. по доверенности и ордеру Сивак А.М. в судебном заседании требования поддержала и просила признать неправомерными действия заинтересованных лиц по не включению многодетной семьи Равоевых в список претендентов на получение субсидии подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015 годы" и обязать их включить в список претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015 годы".
Представитель Администрации г. Ростова - на - Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова - на - Дону заявленные требования не признала, пояснив, что возраст Равоева А.П. превысил 35 лет, поэтому семья утратила основания для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Представитель администрации Октябрьского района г. Ростова - на - Дону требования не признала по тем основаниям, что в их полномочия не входит формирование списка претендентов на получение социальный выплаты.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище и устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В развитие указанных законоположений частью 1 ст. 1 и п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения и строительства жилых помещений.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Указанными Правилами установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе: на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285.
Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
То обстоятельство, что семья Равоевых имела право и была с 03 марта 2009 года N 83 включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, также не оспаривался тот факт, что семья Равоевых не получила социальные выплаты с даты постановки в список участников подпрограмм.
После 2010 года условия предоставления социальных выплат молодым семьям были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010, которым была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", а также Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.09.2010 N 723 (ред. от 16.12.2011) "Об утверждении долгосрочной городской целевой программы "Стимулирование жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий населения и обеспечения жильем льготных категорий граждан в г. Ростове-на-Дону на период 2011 - 2015 годов".
Условия признания и основания отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, содержащихся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 аналогичны Правилам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675.
В связи с неполучением социальной выплаты на приобретение жилья в 2010 году истцы были включены в состав участников подпрограммы на 2011 - 2015 года на 2011 г.
Истцы на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий (без постановки на квартирный учет) и признания их участниками подпрограммы соответствовали требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты молодой семье. Однако в список молодых-претендентов на получение социальной выплаты ни в 2010, ни в 2011 г. семья Равоева включена не была.
Впоследствии исключение семьи Равоевых из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на 2012 г. имело место в связи с достижением Равоевым А.П. предельного возраста, который не должен превышать 35 полных лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Из смысла указанных правовых норм следует, что нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не должен противоречит акту более высокого уровня.
Следовательно, порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 16.05.2011 N 274, как нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не должен противоречить постановлению Правительства Российской Федерации, более того Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 16.05.2011 N 274, должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, так как принят именно на основании и в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
Нормативные акты не регламентируют процедуру исключения из списка лиц, признанных участниками подпрограммы "Обеспечение молодых семей" по возрастному цензу, и не предусматривают исключения их в связи с достижением предельного возраста.
В связи с приведенными выше нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами суд и пришел к выводу о правомерности заявленных истцами требований к Администрации г. Ростова-на-Дону и Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова - на - Дону. Суд признает не правомерными их действия и обязывает Администрацию города Ростова - на - Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова - на - Дону включить семью в составе: Равоева ФИО15, Яковлевой ФИО16 с несовершеннолетними детьми ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в список претендентов на получение субсидии подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015 годы".
Требования заявителя к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 16.05.2011 N 274 органы местного самоуправления осуществляет признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В рамках полномочий администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону семья истцов признана нуждающимися в улучшении жилищных условий (без постановки на квартирный учет) с целью возможности включения их в списки для участия в областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006-2010 годы, а затем и в подпрограмму "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015 годы".
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Равоева ФИО17, Яковлевой ФИО18, действующих и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконным не включение семьи в список претендентов подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи", обязании восстановить в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015годы" - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ростова - на - Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова - на - Дону включить семью в составе: Равоева ФИО20, Яковлевой ФИО19 с несовершеннолетними детьми ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в список претендентов на получение субсидии подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи на 2011-2015 годы".
В удовлетворении требований Равоева ФИО21, Яковлевой ФИО22, действующих и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Октябрьский райсуд г. Ростова-на-Дону в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2012 года.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.