Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Сорокобаткиной Т.П.
при секретаре Борисовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МКУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Первомайского района" г.Ростова-на-Дону, Администрации г.Ростова-на-Дону, МКУ "Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону", МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", ООО "Новосел", 3-е лицо: Администрация Первомайского района г.Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства путем устранения стока жидких отходов на рельеф местности и в водный объект,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка на основании обращений граждан ФИО1, ФИО2 и иных жителей жилой застройки севернее "адрес" (поселка " "данные изъяты"") по поводу сброса сточных вод в " "данные изъяты"" из инженерных систем недостроенной КНС, расположенной на пересечении "адрес".
По результатам проверки было установлено, что на основании муниципального контракта N от 01.12.2008г., заключенного между МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону" (муниципальный заказчик), МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" (заказчик-застройщик, далее - МКП "ОДСО") и ООО "Новосел" (подрядчик) осуществлено строительство объекта "Инженерные сети по жилому району " "данные изъяты"". Канализование существующих кварталов". Указанные инженерные сети являются частью общей системы канализации жилой застройки севернее Ростовского моря (пос. " "данные изъяты"").
В целях вывоза жидких бытовых отходов жилой застройки также осуществлено строительство объекта "Застройка севернее "адрес" " "данные изъяты"", 1-я очередь. Внеквартальные сети канализации, реконструкция КНС-1, напорный коллектор".
В настоящее время строительно-монтажные работы на обоих указанных выше объектах выполнены, однако объекты не введены в эксплуатацию ввиду отсутствия технологического присоединении к электрическим сетям. Согласно договору, заключенному между МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" г. Ростова-на-Дону, МКП "ОДСО" и ОАО "Донэнерго", указанные работы должны быть осуществлены в срок до 02.06.2012.
Вместе с тем, осмотром канализационных коллекторов канализационных сетей жилой застройки севернее "адрес", относящихся к объекту "Инженерные сети по жилому району " "данные изъяты"". Канализование существующих кварталов", строительство которого осуществлено ООО "Новосел", установлена течь канализационных вод на рельеф местности на пересечении "адрес" а также на ул. "адрес". По рельефу местности и путем дренажа канализационные воды попадают в водоем "Ростовское море".
Истец считает, что поскольку на территории Первомайского района муниципального образования г. Ростов-на-Дону имеет место несанкционированный сброс жидких бытовых отходов на рельеф местности и в водоем, который до настоящего времени не ликвидирован, то это свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления своих обязанностей по ликвидации несанкционированного сброса жидких бытовых отходов.
Кроме того, истец ссылается на то, что канализационные коллекторы, из которых происходит течь жидких бытовых отходов, являются частью общей канализационной системы жилого района " "данные изъяты"", строительство которой осуществлено подрядчиком ООО "Новосел" по заказу МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону" и под контролем МКП "ОДСО", поэтому именно указанные юридические лица несут ответственность за соответствие строящегося объекта установленным правилам и нормам, а также за организацию уборки и содержания территории, прилегающей к объекту строительства и реконструкции.
При установлении ответственности ООО "Новосел" подлежит учету также тот факт, что согласно муниципальному контракту N от 01.12.2008г. моментом завершения строительства считается дата подписания акта о приемке законченного строительством объекта (п.2.1., п. 2.2. контракта). Данный акт не подписан.
Указанные положения муниципального контракта N от 01.12.2008г. свидетельствуют также о наличии обязанности ООО "Новосел" обеспечить надлежащее содержание прилегающей территории в период ведения строительства, санитарное состояние строительной площадки, а также вывоз отходов.
Истец считает, что поскольку канализационные коллекторы, из которых происходит течь жидких бытовых отходов на рельеф местности, расположены в непосредственной близости к водному объекту " "данные изъяты"", то МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Первомайского района" г.Ростова-на-Дону также обязано обеспечить исполнение правил благоустройства города Ростова-на-Дону путем устранения данной течи.
На основании изложенного истец просил суд обязать Администрацию города Ростова-на-Дону, МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону", МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", ООО "Новосел", МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Первомайского района" г.Ростова-на-Дону устранить течь жидких отходов из объекта "Инженерные сети по жилому району " "данные изъяты"". Канализование существующих кварталов".
Представитель истца - Прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону - Авдякова В.А., исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - МКУ Департамент координации, строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону - Ковалец И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону" - Власенко Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика - Администрации г.Ростова-на-Дону - Янин В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Представители ответчиков - ООО "Новосел", МКУ ДМИБ Первомайского района г. Ростова-на-Дону, представитель 3-го лица: Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, поэтому суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков и 3-его лица по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно пункту 3 статьи 8 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 10 ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрены ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Аналогичные требования установлены ч. 1 ст. 22 Федерального закона о 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в том, числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии счастью 1 статьи 16Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласностатье 43Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Поводом для обращения истца в суд послужило проведенная Прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону проверка по обращению граждан ФИО1., ФИО2 и иных жителей жилой застройки севернее "адрес" (поселка " "данные изъяты"") по поводу выпуска канализационных стоков открытым способом на рельеф местности и далее в "адрес" из инженерных систем недостроенной КНС, расположенной на пересечении "адрес" и "адрес".
Суд считает, что заявленные истцом требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, ввиду следующего.
29.08.2006 г. Решением Ростовской-на-Дону городской Думы N утверждены Правила благоустройства города Ростова-на-Дону (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности.
В соответствии с п. 3.2 Правил на территории города запрещается в том числе, производить сброс сточных вод на рельеф местности и в водные объекты, выпускать канализационные стоки открытым способом и в ливневую канализацию.
Администрацией г.Ростова-на-Дону во исполнение своих функций в части осуществления благоустройства городских территорий было решено возвести на территории жилой застройки севернее " "адрес"" систему водоотведения и КНС, для чего были выделены денежные средства.
Между МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону" (муниципальный заказчик), МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" (заказчик-застройщик, далее - МКП "ОДСО") и ООО "Новосел" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N от 01.12.2008г., на основании которого осуществлено строительство объекта "Инженерные сети по жилому району " "данные изъяты"". Канализование существующих кварталов".
Ранее часть канализационных сетей на муниципальные средства были построены по заказу МУ "Департамент строительства города Ростова-на-Дону" - организацией Спецстрой. Впоследствии данные сети были достроены и объединенны в общую систему путем строительства объекта "Инженерные сети" ООО "Новосел" и ООО " "данные изъяты"".
В соответствии с муниципальным контрактом N от 01.12.2008 года, ООО "Новосел" были выполнены работы в полном объеме по объекту "Инженерные сети по жилому району " "данные изъяты"". Канализование существующих кварталов". Проложенные канализационные коллекторы заведены на территорию КНС, однако, не введены в эксплуатацию, то есть для дальнейшего нормативного сброса стоков не приспособлены.
Вся система водоотведения является объектом, незавершенного строительством, поскольку в эксплуатацию КНС не сдана, на обслуживание эксплуатирующей организации не передавалась, её строительство продолжается по заказу МПК "ОДСО". Для ввода в эксплуатацию канализационно-насосной станции необходимо осуществление мероприятий по ее технологическому присоединению к электрическим сетям. Согласно договору N от 02.06.2011 года ОАО "Донэнерго" приняло на себя обязательства по технологическому присоединению объекта в срок до 02.06.2012 года.
Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону обращался в ОАО "Донэнерго" по вопросу сокращения срока технологического присоединения, однако, получил отказ (письмо N от 29.09.2011 года).
В соответствии с Положением о МУ Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, основной задачей Департамента является осуществление функций главного распорядителя средств бюджета города, выделенных на капитальное строительство, реконструкцию объектов жилищного, социального, коммунального, производственного и иного назначения.
Обязательство по оплате строительно-монтажных работ муниципальному контракту N от 01.12.2008г. ДКСиПР выполнил. Что касается устранения течи жидких отходов из объекта строительства, то такая деятельность относится к хозяйственной и Положением о Департаменте не предусмотрена.
Таким образом, по мнению суда, обязанность по устранению течи жидких отходов из объекта строительства не могут быть возложены на Департамент, в связи с чем, в удовлетворении иска прокурора к МУ ДКСиПР должно быть отказано.
Не может быть удовлетворен данный иск, предъявленный к МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону", в связи со следующим.
В соответствии п.п. 2.1., 2.2. Устава МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону", предприятие создано в целях удовлетворения потребностей муниципального образования г. Ростова-на-Дону в результатах его деятельности, для достижения которых, осуществляет в установленном действующим законодательством порядке виды деятельности, закрытый перечень которых прямо предусмотрен в Уставе. В соответствии с п. 2.4. Устава, МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону" не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом.
Как следует из учредительных документов МКП "ОДСО", в них не указаны виды деятельности, связанные с производством и выпуском канализационных стоков.
На МКП "ОДСО" возложена обязанность по осуществлению строительного контроля, а не эксплуатации строящегося объекта.
Что касается требований, предъявленных к МКУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Первомайского района" г.Ростова-на-Дону, то оснований для удовлетворения иска также не имеется, поскольку КНС у данного ответчика на балансе не состоит, в связи с чем никаких действий и распоряжений относительно данного имущества МКУ ДМИБ Первомайского района г.Ростова-на-Дону осуществлять не может, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по устранению течи из этих канализационных колодцев.
Как установлено в судебном заседании, никто из ответчиков не эксплуатирует строящийся объект и не производит сброс сточных вод. Вероятной причиной образования течи стоков из канализационных колодцев на не введенной в эксплуатацию канализационной линии и КНС является самовольное подключение своих домовладений жителями улиц к внутриквартальным сетям канализации и осуществление ими сброса бытовых стоков от жилых домов, поскольку кроме жилой застройки никаких производственных и иных организаций там не находится. Разрешений на присоединение к незавершенной строительством системе канализации никому не могло быть выдано по причине того, что данная система в эксплуатацию не введена. Прекращение течи возможно только при прекращении гражданами неразрешенного пользования канализационными сетями, либо ввода КНС в эксплуатацию.
Поскольку истцом не доказана конкретная вина каждого из ответчиков в нарушении природоохранного законодательства и образовании течи жидких отходов, то оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МКУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства Первомайского района" г.Ростова-на-Дону, Администрации г.Ростова-на-Дону, МКУ "Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону", МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", ООО "Новосел", 3-е лицо: Администрация Первомайского района г.Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства путем устранения стока жидких отходов на рельеф местности и в водный объект - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течении одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 07.08.2012 г.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.