Постановление Таганрогского городского суда Ростовской области от 29 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н.,
с участием переводчика Алиева С.Е.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданина Республики "адрес" Бекмурзаева К.К., "дата" года рождения, уроженца "адрес" проживающего в "адрес", временно пребывающего в Российской Федерации по адресу: "адрес", привлекаемого к административной ответственности по ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Гражданин "адрес" Бекмурзаева К.К. прибыл на территорию Российской Федерации "дата" с целью трудоустройства, состоит на миграционном учете по месту пребывания в принадлежащем ФИО3 жилом доме по адресу: "адрес" имеет с 15.12.2011 года патент Федеральной миграционной службы России серии 61 N, разрешающий трудовую деятельность по договорам с гражданами на территории "адрес".
В протоколе об административном правонарушении, составленном 24.08.2012г. инспектором отделения миграционного контроля межрайонного отдела УФМС России по "адрес" в "адрес" ФИО6, указывается, что Бекмурзаев К.К. 23.08.2012г. в 12.00 на участке N в "адрес" осуществлял трудовую деятельность, связанную с предпринимательской деятельностью в качестве разнорабочего без разрешения на работу, чем нарушил ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Из материалов дела, в частности из рапорта исполняющего обязанности отделения миграционного контроля межрайонного отдела УФМС России по "адрес" в "адрес" капитана внутренней службы ФИО7 следует, что по мнению должностных лиц миграционного контроля гражданин России ФИО3, принимающий граждан "адрес" незаконно занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, заключающейся в том, что он привлекает этих граждан "адрес" для работ по заключенным им договорам строительства домов для других лиц, определяет им объемы работ и выплачивает заработную плату, оставляя себе часть полученных от заказчика работ денег, а поэтому привлекаемый к административной ответственности гражданин "адрес" Бекмурзаева К.К., нанятый на работу ФИО3, осуществляет трудовую деятельность, связанную с предпринимательской деятельностью, и для такой трудовой деятельности нужен не патент, а разрешение на работу.
Свою вину в совершении указанного правонарушения Бекмурзаев К.К. не признал. Считает, что он законно работает на основании патента. Пояснил, что ФИО3 родом из ФИО2, принял его у себя как дальнего родственника и помог договориться по поводу работы, так как сам он плохо разговаривает на русском языке. За это он ФИО3 ничего ему не платил и тот бизнеса на этом не делает, хотя в этом его пытаются обвинить сотрудники миграционного контроля, несмотря на то, что тот с начала августа находится в ФИО2 и никакими работами не руководит. Договаривались о работе с дочерью хозяина дачного участка, на котором их бригада строит 3 дома, и она платит им за работу.
Выслушав объяснения привлекаемого к административной ответственности лица, изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям:
Установлено, что Бекмурзаев К.К. имеет патент на работу, занимается строительством индивидуальных жилых домов на принадлежащем гражданам земельном участке, т.е. строительство ведется по заказу граждан. Такая трудовая деятельность может осуществляться по патенту, а то обстоятельство, что после возведения этих жилых домов граждане могут их продать, не является основанием для утверждений о том, что трудовая деятельность граждан "адрес" в данном случае связана с предпринимательской деятельностью заказчика строительства. Заказчиками работ являются граждане, работы осуществляются за счет средств граждан, возводимые объекты предназначены для личных бытовых нужд, поэтому такие работы могут осуществляться на основании имеющегося у Бекмурзаева К.К. патента.
Утверждения сотрудников миграционного контроля о том, что трудовая деятельность Бекмурзаева К.К. связана с незаконной предпринимательской деятельностью гражданина России ФИО3, основаны на предположениях и такие выводы не выходят в компетенцию должностных лиц, возбудивших производство по данному делу и сделавших эти выводы в приобщенном к делу рапорте.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации - это административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст.28.3 КоАП РФ протоколы об АП по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынку. В компетенцию должностных лиц миграционного контроля этот вопрос не входит. Признавать лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1 КоАП РЫФ, т.е. осуществляющим предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, относится к компетенции судей арбитражных судов (части 1, 3 ст.23.1 КоАП РФ).
В данном случае материалы дела не содержат сведений и доказательств того, что ФИО3 в установленном законом порядке признан лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Следовательно, допустимых доказательств совершения Бекмурзаевым К.К. административного правонарушения, предусмотренного ст.18.10 КоАП РФ, в деле нет. Кроме того, следует отметить, что должностными лицами Федеральной миграционной службы в данном случае нарушен порядок привлечения Бекмурзаева К.К. к административной ответственности, поскольку протокол об АП составлен и дело рассматривалось заместителем начальника ОУФМС по "адрес" в "адрес" без переводчика, хотя совершенно очевидно, что Бекмурзаев К.К. плохо владеет русским языком и нуждается в переводчике. Следовательно, протокол об АП и подписанные Бекмурзаев К.К. объяснения получены с нарушением закона и являются недопустимыми доказательствами.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Это лицо не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, т.е. обязанность доказывания вины лежит на органах и должностных лицах, возбудивших производство по делу, а в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В данном случае, поскольку допустимых доказательств вины Бекмурзаева К.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.10 КоАП РФ, следует признать, что состав административного правонарушения в его действиях отсутствует.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.7-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении гражданина Республики ФИО2 Бекмурзаева К.К., привлекаемого к административной ответственности по ст.18.10 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья
Таганрогского городского суда
Ростовской области Ядыкин Ю.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.