Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 11 октября 2012 г.
(Извлечение)
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи: Мосунова О.Л.
При секретаре: Косенко Е.Я.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофименко Д.Д. к Администрации г.Таганрога, МУП "Спецавтохозяйство", ООО УК "ЖЭУ", ООО УК "Приморское" об обязании определить место для размещения контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, переноса контейнерной площадки и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Трофименко Д.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к УЖКХ г.Таганрога, МУП "Спецавтохозяйство" об обязании ответчиков определить место для размещения контейнерной площадки для сбора ТБО, указав, что она является собственником домовладения N по "адрес" (свидетельства о регистрации права "данные изъяты").
В течение длительного времени, а точнее с 04.09.2009г. по настоящее время она обращалась в различные инстанции местного самоуправления г.Таганрога, с просьбами и требованиями об устранении её Конституционных и гражданских прав.
Основным её законным требованием является перенос мусорной контейнерной площадки, от её забора на другое оборудованное место, так как жильцы домов NN N по "адрес" используют забор её домовладения в качестве "емкости для ТБО"
Контейнерная площадка установлена с нарушением требований СанПиН 42-128-4690-88 настолько вплотную, что её забор служит препятствием попадания мусора и всяких нечистей в её двор и в её дом.
Постоянно в период с весны по осень, а точнее с осени 2009года по настоящее время дышать во дворе и в доме невозможно, постоянно круглые сутки запах бытовых отходов и нечистей. Ей и её семье приходится более трех лет терпеть и дышать этой вонью.
В связи с этой проблемой она обращалась в частности, в Проморское территориальное управление несколько раз, к заместителю Главы Администрации г.Таганрога С.А. Ревко, в УЖКХ г.Таганрога, в ООО "УК "ЖЭУ" г.Таганрога, в Федеральную службу по надзору в сфере зашиты прав" ("РОСПОТРЕБНАДЗОР"), в Прокуратуру г.Таганрога, однако должного положительного ответа ни от кого не последовало, кроме обещаний. Мусор как сваливали так и продолжают, обещанные устранения ответчики не выполнили, а ее семья терпит эти нечисти и запахи.
Кроме того, по утрам в 6-00 ежедневно к её дому подъезжает мусоровоз и начинает выгрузку содержимого в баках в кузов мусоровоза, постоянный при этом грохот металлических баков, также не дает ей и её семье покоя.
При погрузке спецтехникой твердых бытовых отходов её забор неоднократно повреждается работниками "Спецавтохозяйства", однако её законные требования остались без должных ответов.
В течение трёх лет она и её семья дышат этой гадостью из-за бездействия ответчиков (должностных лиц), их бездействиями ей причинен моральный вред, моральный вред также причинен членам её семьи, которые проживают совместно с ней, размер которого она оценивает в "данные изъяты".
Её попытки решить вопрос в досудебном порядке с ответчиками не дали никаких результатов в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
В связи с чем просит суд обязать ответчиков УЖКХ г.Таганрога, "адрес" и МУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО", "адрес" определить место для размещении контейнерной площадки для сбора ТБО и перенести их от забора Трофименко Д.Д., соблюдая требовании и нормы СанПиН.
Взыскать, с ответчиков в пользу Трофименко Д.Д. и в пользу членов её семьи "данные изъяты" в качестве компенсации морального вреда.
В судебном заседании Трофименко Д.Д. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Так же суду сообщила, что её домовладение расположено на земельном участке с тридцатых годов. Просила так же взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя.
Представитель Трофименко Д.Д. адвокат Сулейманов Г.Х., действующий на основании ордера от 29.08.2012г. так же исковые требования поддержал и просил суд иск удовлетворить. Так же суду сообщил, что на момент рассмотрения дела мусор на контейнерной площадке не убирается.
Представитель ООО УК "Приморское" Некрасова М.В., действующая на основании доверенности от 1.06.2012г. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что контейнерная площадка не находится на земельном участке дома N по "адрес", который обслуживается компанией.
Представитель МУП "Спецавтохозяйство" Перегуд А.В., действующая на основании доверенности от 1.08.2011г. в судебном заседании исковые требования так же не признала, пояснив суду, что контейнерная площадка находится на балансе МУП "Спецавтохозяйство". Однако месторасположение площадки определялось комиссией, о чем составлен Акт N от "дата" о месте расположения площадки.
Представитель ООО УК "ЖЭУ" в судебном заседании не присутствует, о времени и месте слушания дела извещен. Заявлений о переносе слушания дела в суд не направлял, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Администрации г.Таганрога в судебном заседании не присутствует, о времени и месте слушания дела извещен. Заявлений о переносе слушания дела в суд не направлял, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебном заседании не присутствует, о времени и месте слушания дела судом извещен. В материалах дела имеется экспертное заключение от 28.08.2012г.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истица является собственником 2/9 долей домовладения N по "адрес". Фактически занимает жилой дом лит. "И". Возле дома истицы расположена контейнерная площадка для сбора мусора жителей домов N по "адрес".
Согласно п.2.3 Решения Городской Думы г.Таганрога от 24 июня 2004 г. N 739 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРАВИЛА БЛАГОУСТРОЙСТВА И ЧИСТОТЫ В Г. ТАГАНРОГЕ (в ред. решения городской Думы г. Таганрога от 24.02.2005 N20) следует, что разрешаются следующие способы сбора ТБО для последующего вывоза и утилизации:
1) посредством контейнерных площадок либо отдельно стоящих контейнеров возле каждого многоэтажного дома (свыше 2 этажей) и других согласованных в установленном порядке местах. В исключительных случаях допускается оборудование контейнерных площадок, обслуживающих несколько компактно расположенных многоэтажных жилых домов. При этом площадка должна располагаться в пределах пешеходной доступности - не более 100 м от жилого дома;
При первом способе сбора ТБО места сбора ТБО (контейнерные площадки) должны соответствовать действующим санитарным и противопожарным требованиям, а количество установленных на них контейнеров соответствовать нормам накопления, но не более 5 штук, а также размещаться на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных и игровых площадок, мест отдыха населения и не более 100 метров от обслуживаемых жилых домов. Исключением является размещение мест временного хранения отходов (контейнеров и контейнерных площадок) на расстоянии менее 20 метров от перечисленных объектов в условиях сложившейся плотности застройки на основании акта комиссии, предусмотренной СанПиН 42-128-4690-88. Наполнение контейнеров на контейнерных площадках допускается не более 3/4 от общего объема во избежание захламления контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (прилегающей территорией является территория в границах на расстоянии 10 метров от периметра контейнерной площадки).
Согласно Акта N от "дата" по определению места размещения контейнерной площадки Комиссия, утвержденная Постановлением Администрации г.Таганрога N от 30.11.2004г."об утверждении Порядка создания постоянно действующей комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров в районе жилого сектора" определила место размещения контейнерной площадки на территории "адрес" площадью 0,75кв.м.
На момент рассмотрения спора контейнерная площадка обслуживает дома N. Согласно представленных документов, имеющихся в материалах дела, следует, что контейнерная площадка расположена на муниципальном земельном участке и находится на балансе МУП "Спецавтохозяйство". Указанные обстоятельства подтверждаются копиями кадастровых паспортов земельных участков жилых домов N. по "адрес" (л.д.76,107, 187,201).
Согласно п.2.2.3. САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Согласно экспертного заключения на соответствии территории населенных мест требованиям санитарного законодательства N23-39/676 от 28.08.2012г. следует, что для сбора твердых бытовых отходов и мусора на территории двора жилых домов по "адрес" установлены 4 металлических контейнера на расстоянии 15 метров от жилого дома N по "адрес" и 4,10м. от одноэтажного жилого дома по "адрес", что не соответствует п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Таким образом суд приходит к убеждению, что Акт N от "дата" по определению места размещения контейнерной площадки выполнен формально, с нарушением СанПиН. То, что члены комиссии к выполнению своих обязанностей по определению места расположения контейнерной площадке подошли формально подтверждается отсутствием возражений представителя Центра ГСЭН при составлении указанного выше Акта.
Так же у суда вызывает недоумение ответ Администрации г.Таганрога от 5.07.2012г. N, направленный в адрес истицы, в котором указано, что на момент установки контейнерной площадки в 2005г. близлежащее кирпичное строение по "адрес" отсутствовало. Однако в материалах дела имеются копии документов из МУП "БТИ г.Таганрога", подтверждающее наличие строения с 1961г.(л.д.77,179-181).
Согласно ст.28 Решения Городской Думы г.Таганрога "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТАГАНРОГ" на территории города Таганрога сбор твердых бытовых отходов осуществляется следующими способами:
1) посредством контейнерных площадок либо отдельно стоящих контейнеров возле каждого многоквартирного жилого дома этажностью 3 этажа и выше и других согласованных в установленном порядке местах.
Порядок определения мест размещения контейнерных площадок устанавливается постановлением Администрации города Таганрога;
Согласно ст.29 указанного выше Решения Городской Думы, контейнерные площадки оборудуются в соответствии с действующими санитарными и противопожарными требованиями.
Контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, быть ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и иметь подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
2. Контейнеры на контейнерных площадках устанавливаются собственниками или балансодержателями контейнерных площадок исходя из численности жителей, пользующихся контейнерами, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов, а также с учетом требования, предусмотренного абзацем 3 части 1 настоящей статьи.
3. Контейнерные площадки содержатся за счет средств собственников или балансодержателей, их силами или с привлечением иных лиц на основе договоров.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что контейнерная площадка расположена на муниципальном земельном участке и не входит в земельные участки, на которых расположены жилые дома N по "адрес". Сама площадка находится на балансе МУП "Спецавтохозяйство". Место расположение контейнерной площадки было определено на основании Акта "адрес" от "дата" формально и с нарушением СанПиН, а так же Решения Городской Думы г.Таганрога от 24 июня 2004 г. N 739 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРАВИЛА БЛАГОУСТРОЙСТВА И ЧИСТОТЫ В Г. ТАГАНРОГЕ (в ред. решения городской Думы г. Таганрога от 24.02.2005 N20).
Таким образом, учитывая, что место расположения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов возлагается на Администрацию г.Таганрога суд считает необходимым обязать именно Администрацию г.Таганрога устранить нарушение санитарных норм и правил, для чего произвести перенос и обустройство контейнерной площадки для сбора отходов, расположенной по "адрес".
В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из указанной выше нормы суд обязывает Администрацию г.Таганрога исполнить решение суда в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Что касается требований по взысканию морального вреда в сумме "данные изъяты", то данное требование удовлетворению не подлежит по причине того, что в силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Закон не предусматривает компенсацию морального вреда по признанию неправомерными действий и обязании совершить какие либо действия, в данном случае перенос контейнерной площадки для сбора мусора.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика Администрации г.Таганрога в пользу истца следует взыскать расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты", согласно удовлетворенным требованиям.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу названной нормы процессуального права разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела (соразмерность цены иска и размера судебных расходов, необходимость участия в деле нескольких представителей, сложность спора и длительность его рассмотрения в суде и т.д.).
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт с другого лица, участвующего в деле - в разумных пределах, является одним из предусмотренных Законом правовым способом, направленным против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Способ реализации требования части 3 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Поэтому суд, установив баланс между правами лиц, участвующих в деле, нарушенными правами и объемом защиты, сложностью дела, взыскивает с Администрации г.Таганрога в пользу истца "данные изъяты" за услуги представителя в суде.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Трофименко Д.Д. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Таганрога устранить нарушение санитарных норм и правил, для чего произвести перенос и обустройство контейнерной площадки для сбора отходов, расположенной по "адрес" в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации г.Таганрога в пользу Трофименко Д.Д. расходы по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" и расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты".
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Таганрогский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2012г.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.